New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



be number one


16.05.2002 - "Ближе к классике!"

Неисповедимы пути Интернета! Иногда на интересный и даже нужный сайт наталкиваешься совершенно неожиданно. Так случилось и в этот раз. Я решил проверить, как работает hotlog - счетчик (и учетчик) посещений нашего сайта, с некоторых пор установленный на его страницах. Среди прочих там обнаружилась возможность проследить, кто и откуда к нам заходит. И вот некий посетитель явно забрел ко мне в поисках сетевых материалов об "Аиде" Верди, причем он нашел мою статью о вердиевских сайтах с помощью одного из поисковых порталов, адрес которого мой учетчик любезно для меня сохранил. В свою очередь на этом самом портале, на странице с результатами поиска по слову "Аида", я, среди прочих, обнаружил некий музыкальный сайт и решил полюбопытствовать. Результатами делюсь ниже.

Closer to the ClassicsИтак, знакомьтесь, "Ближе к классике!". В качестве автора и ведущего проекта назван Алексей Паршуков. Правда, чуть ниже следует, как мне кажется, небольшое уточнение. Цитирую (с небольшими грамматическими правками): "Каждую среду в Екатеринбурге, на частоте FM 107.6 МГц, а также на частоте 909 КГц (330 метров) в диапазоне средних волн (MW), вы можете слышать программу Елены Аввакумовой “Ближе к классике!”, посвященную актуальным событиям и истории необъятного мира классической музыки. Данный сайт представляет собой электронную версию этого уникального в своем роде проекта".

Более того, далее говорится, что многие рубрики сайта дублируют рубрики радиопередачи. Так кто же автор? Казалось бы, какая разница? На самом деле разница есть, и это я покажу ниже. Пока же продолжим наши изыскания. На странице "Команда" вновь утверждается, что Алексей Паршуков - не только дизайнер, программист и ведущий сайта, но и его автор. Здесь мы заодно узнаем, что Алексей вдобавок является звукооператором станции "Радио Екатеринбург", а также участником (бас-гитаристом и программистом) музыкальных групп, или, как тут они названы, "проектов" - "Атмосферное давление" и "Лучшие времена".

Алексей Владимирович не одинок в своей неуемной любви к слову "проект". Помню, в одном сообщении я прочел следующее (цитирую по памяти): "Продюсер проекта "Офонаревший терминатор" явился в ночной клуб со своим новым проектом Ликой Б." Я долго соображал, что бы это значило, и даже заподозрил в этом пассаже некую тонкую иронию, пока не понял, что перед Ликой не хватает запятой, а сама Лика и есть этот самый новый "проект". А уж "проект на основе проекта" - вещь нынче и вовсе вполне обычная. И не только в определенной среде, где водятся "офонаревшие терминаторы". Но я все же посоветовал бы Алексею не поминать это вполне достойное слово всуе. Как, впрочем, и быть осторожнее со словом "уникальный". Радиопрограмма, на основе которой создан сайт, на который мы сегодня пришли, возможно, действительно хороша и полезна, но не уверен, что она уникальна, то есть единственна в своем роде. Во всяком случае, прежде мне приходилось сталкиваться в разных городах Союза с подобными проектами (тьфу ты!).

Однако вернемся к вопросу об авторстве сайта. Соавтором звукового его оформления назван Дмитрий Лебедев, звукорежиссер все той же радийной передачи "Ближе к классике!" и других радиопрограмм. А перед ними, на той же странице "Команда", но выше, снова фигурирует Елена Аввакумова, как мы уже знаем, автор и ведущая одноименной радиопрограммы. Неужели все тексты на сайте, возникшем на основе ее радиопередачи, не имеют к ней никакого отношения, а она всего лишь "автор звукового оформления сайта", как утверждается здесь? Пока понятно лишь одно: что сие звуковое оформление она не сочиняет, а подбирает, так что слово "автор" даже для данного случая не очень годится.

Вы скажете, что все это частности? Как и то, что в статье про Евгения Бражника автор сайта, кто бы он ни был, умудрился, говоря о сыне главного дирижера Екатеринбургской оперы, скрестить два российских музыкальных вуза, назвав его "студентом Московской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова"? Не уверен. Но на сайте, как мы увидим, есть немало интересного. Правда, как раз звуковая его часть, которой тут, судя по всему, так гордятся, - не самая сильная его сторона, более того, в силу многих технических особенностей - самая уязвимая. Зато информация здесь явно есть. Поэтому минуем раздел "Вечер среды", где фрагменты радиопередач приведены в виде звуковых файлов, и отправимся сразу на страницу "День в истории классической музыки".

This day in the history of classic musicЗдесь перед нами предстает календарь 2002 года. Щелкнув мышкой по одному из чисел, мы получаем список имен и событий из мира классической музыки, которые связаны с этой датой. Например, 16 мая, в день, когда выйдет в свет этот номер нашего "Нон-стопа", в 1868 году в Праге состоялось первое представление оперы Сметаны "Далибор", в 1910 году скончался русский композитор Милий Алексеевич Балакирев, а в 1913 году родилась российская пианистка, педагог Эмма Владимировна (Вулфовна) Цинман. К сожалению, про Цинман мы с вами больше ничего здесь не узнаем (а жаль, хотелось бы), но вот имя Балакирева, как нетрудно заметить, является ссылкой. Перед нами - небольшая, но весьма емкая биографическая заметка, ему посвященная. И таких ссылок в кратких календарных заметках мы найдем немало. Статьи, на которые они приводят, находятся в другой рубрике сайта - "Классика. Персоналии".

Однако, увы, здесь-то вопрос об авторстве и встает во весь рост. У меня есть все основания полагать, что Алексей Паршуков не является автором биографических статей (на некоторых страницах в меню встречается иной вариант названия этой рубрики - "Музыканты"). Слишком много тут имен, представляющих разные сферы (композиторскую и исполнительскую), разные жанры, исполнителей на разных инструментах. А ведь вопрос об авторстве каждого конкретного текста весьма существенен, ибо только исходя из него можно решить, насколько полученные сведения заслуживают доверия. Если создатели сайта полагают, что в каждом случае мы должны сверяться только со своими знаниями, то тогда их сайт не выполняет главную задачу, ради которой мы ищем тот или иной материал в Интернете. Коль скоро я вынужден судить о достоверности полученной информации, только сверяясь с имеющимися у меня сведениями, то как прикажете отнестись к тем данным, которые мне не были до сих пор известны? Обычно в таких случаях как раз и принято полагаться на авторитет источника. А если источник не назван?

Между тем список имен здесь, повторяю, большой. Правда, не все статьи равноценны по объему, а в некоторых персонажи представлены под одним, причем не всегда самым существенным углом зрения. Например, Борис Александрович Чайковский фигурирует исключительно как "автор музыки к кино- и телефильмам". И это один из оригинальнейших творцов русской музыки ХХ века! Исключительно как кинокомпозиторы представлены тут Дмитрий Кабалевский и Роман Леденев. И поскольку во всех случаях даже сверхкраткие биографии не полны (например, тот же Борис Чайковский скончался в 1996 году, о чем сайт умалчивает), я начинаю подозревать, что сведения взяты из изданного много лет назад "Кинословаря". Не самый исчерпывающий источник для сведений о музыканте!

Sophia GubaidulinaА вот статья о Софии Губайдулиной - вообще не энциклопедического толка. В большом материале фактических сведений даже меньше, чем в чрезвычайно скупых справках о Кабалевском, Леденеве и Б. Чайковском. Скорее, это эссе, правда, весьма интересное. Особо трепетное отношение екатеринбуржцев к творчеству Софии Асгатовны вполне понятно: здесь впервые в СССР был проведен монофестиваль, посвященный ее музыке, здесь прошли премьеры, если не мировые, то российские, некоторых ее сочинений. Этого композитора тут вполне заслуженно любят и почитают. Однако не только ее.

Но на сайте отсутствует, например, имя выдающегося армянского композитора Авета Тертеряна, для которого Екатеринбург стал прибежищем в те страшные годы, когда жизнь в Армении, во многом стараниями радетелей ее независимости, превратилась в кошмар... Еще удивительнее было для меня отсутствие в "персоналии" сайта Валентина Сильвестрова, киевского композитора, чей первый монофестиваль тоже прошел в Екатеринбурге. А ведь Елена Аввакумова, как сотрудница филармонии, очевидно, тоже была к тому фестивалю причастна.

О Екатеринбургской филармонии я мог бы пропеть целую песню. Это замечательное учреждение славилось и в советские времена, а уж в постсоветский период, когда только ленивый не говорил о бедственном положении культуры, эта филармония продолжала успешно работать, удивляя своими замечательнейшими акциями, в которых охотно участвовали и столичные знаменитости.

Но вернемся "Ближе к классике!". И спросим, кстати, почему имя директора филармонии отсутствует в списке музыкальных деятелей на заглавной странице сайта? В дни, когда мне довелось побывать в Екатеринбурге (кстати, тогда я и познакомился с Еленой Аввакумовой, которую сейчас вновь с удовольствием "встретил", находясь довольно далеко от столицы Урала), директором был Александр Колотурский, который внешностью и речью напоминал Михаила Сергеевича Горбачева, но своей епархией управлял куда как более эффективно.

Однако я снова отвлекся. "Хит-парад" на екатеринбургском сайте меня, с одной стороны, насмешил, а с другой - расстроил. Оказывается, ничего не изменилось со времен моей юности, когда я в составе Саратовского филармонического оркестра гастролировал по градам и весям этой приволжской области. В любой деревне нас просили исполнить на бис "Танец маленьких лебедей" Чайковского и "Полонез" Огиньского. Вот и сейчас эти шлягеры прочно лидируют в классическом хит-параде. Разве что "Танец с саблями" Хачатуряна почему-то забыт, но зато есть "Свадебный марш" Мендельсона, знакомый всем вольным или невольным посетителям советских ЗАГСов. Получается, что филармония им, своим слушателям, Губайдулину и Сильвестрова, а они по-прежнему предпочитают Огиньского? Справедливости ради замечу, что от посетителей сайта уже поступают альтернативные предложения (вы найдете их на этой же странице): "Что-нибудь из Шостаковича, например виолончельный концерт № 1". В годы моих областных вояжей Шостакович еще числился у народа в "формалистах, чья музыка ничего не говорит ни уму, ни сердцу советского слушателя". Так что определенный прогресс есть...

На сайте "Ближе к классике!" можно воспользоваться и окошком поиска. Я попробовал - работает и позволяет отыскать нужное имя в самых разных контекстах. Хотя делается это весьма медленно. Впрочем, и все страницы самого сайта, к сожалению, грузятся медленновато. Может, тому способствует обилие движущихся картинок, а может, виновен сервер - narod.ru, о коем мне не раз приходилось отзываться не слишком лестно. К тому же в период, когда я бродил по сайту, он не раз "зависал". Тут нет вины создателей сайта. А вот то положение, что их детище пока больше обещает, чем дает, они вполне могут исправить своими силами.

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2002 Victor Licht & Assia Scherbak