New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов

Дом Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества «Корчак»


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



24.03.2005 - Электронная еврейская энциклопедия

Как человек, пишущий иногда на еврейские темы (об их отражении в Интернете, а не о еврейском счастье как таковом, конечно), я нуждаюсь в соответствующей справочной литературе. Во многом здесь помогает сам Интернет, но он, как мы знаем, и не безграничен и не безгрешен. Поэтому неплохо его поверять бумажными справочниками. Или их сетевыми дубликатами, коль скоро таковые имеются. Но самым обширным из них - Краткой еврейской энциклопедией в 11 томах - я своевременно не обзавелся. Правда, она есть у нас в редакции и у некоторых моих знакомых и родственников, но ведь не будешь звонить по каждому вопросу, людей от дела отрывать...

Создать ее сетевой вариант, как мне известно, грозились давно. Но вот на днях я в списке русскоязычных израильских сайтов, занимающихся еврейским образованием и просвещением, который прислал мне Ариэль Борщевский, намеревающийся создать ассоциацию руководителей такого рода ресурсов, обнаружил адрес "Электронной еврейской энциклопедии". Которая, как явствует из текста на главной странице, "создана на базе Краткой еврейской энциклопедии, изданной в Иерусалиме в 1976-2004 годах". Правда, сами слова "Электронная еврейская энциклопедия" в этом тексте наискось перечеркнуты надписью "Тестовая версия". Перечеркивающие слова выделены красным цветом, чтобы мы с вами не подумали, будто это окончательный вариант. И действительно, как видно из сведений, приведенных под заголовком сайта, на нем пока только 5504 статьи. Не знаю, сколько их во всей бумажной энциклопедии, но для одиннадцати томов, как вы сами понимаете, это маловато. Не случайно, роясь в электронном варианте, вы будете часто натыкаться на слова: "Статья снята для доработки. Текст будет опубликован позднее".

Кстати, несколько слов о том, как сразу распознать такую "снятую", а точнее, еще не поставленную статью. Дело в том, что почти всегда вы сначала видите заголовок статьи и ее начало, под которым, сбоку справа, находится кнопка "Далее". Так вот, если имеется только заголовок, а начало статьи не приведено, по кнопке "Далее" можете не щелкать, далее пока ничего нет, хотя, наверное, вскоре и будет

Но и в таком виде новый ресурс является весьма ценным, даже по сравнению с полной полиграфической версией. Ибо тут: а) имеются перекрестные ссылки, позволяющие мгновенно находить родственные или в чем-то пересекающиеся с данным понятия; б) уже сейчас работает мощная система поиска.

Поначалу я с этим поиском обмишурился. Надо бы промолчать об этом, чтобы не подрывать свое реноме большого специалиста по Интернету, которым меня многие считают. Однако, во-первых, я сам себя так высоко не ставлю. А во-вторых, на чужих ошибках все-таки иногда учатся, поучитесь на моей.

Я решил найти в "Электронной еврейской энциклопедии" слово "Ильинка". Не знаю, знаком ли вам этот топоним. Я встретил его лет десять назад в газете "Московский комсомолец", в статье под названием "Мы - явреи". А с некоторых пор эти самые евреи с воронежским акцентом живут рядом с нами, в Бейт-Шемеше. У нас во дворе бегают курносые, голубоглазые, светловолосые и круглолицые дети, ну типичные ребятишки откуда-нибудь из Воронежа или Рязани, которые разговаривают исключительно на иврите и носят имена библейских патриархов и других героев ТАНАХа. Их родители и бабушки говорят по-русски именно с тем произношением, которое запечатлел когда-то корреспондент московской газеты. Старшее поколение соблюдает шабат и другие установления еврейской религии, среднее, по моим наблюдениям, от религии отошло (хотя исключения имеются, и немало), а детки не только зовутся библейскими именами, но и мальчики часто носят кипы и цицит, а девочки бегают в длинных платьях. Все это потомки так называемых "субботников", русских по этническому происхождению людей, соблюдавших, несмотря на запреты и гонения, не только шабат, но и заповеди обрезания, кашрута и т. д. Так что с точки зрения Галахи эти "явреи" действительно принадлежат к народу Моисея.

Итак, я набрал слово "Ильинка" в поле поиска, расположенном непосредственно под алфавитными закладками. И получил "0" результатов. И было решил, что то ли в число уже выложенных на сайте статей нужная мне пока не вошла, то ли в самой многотомной "Краткой еврейской энциклопедии" сведений об "ильинских" нет. Но тут же выяснил, что это не так, ибо нашел упоминание о них в статье "Субботники", на которую вышел косвенным путем. Между прочим, в ней сказано, что к так называемым жидовствующим, статья о которых в Сети тоже имеется, ильинские "субботники" прямого отношения не имеют, вопреки распространенному мнению, с коим мне тоже довелось встречаться. Обнаружив это, я стал грешить на систему поиска, мысленно подыскивая оправдание создателям сайта, дескать, пробная версия, работы не завершены и т. п. Однако виноват оказался я сам. Ибо не обратил внимание, что около поля поиска, в которое ввел слово "Ильинка", ясно написано по-русски: "Поиск статьи". А статьи с таким названием в энциклопедии как раз и нет.

Между тем, на главной странице сайта (и только на ней!) имеется опция "Расширенный поиск". Поля для него расположены под основной линейкой поиска (к ней мы еще вернемся), справа. Тут как раз предлагается ввести текст для поиска, а не только заголовок. Ниже есть поля "Дополнительные условия поиска", чтобы задать для него более четкие параметры.

Предусмотрен и традиционный поиск по алфавиту, а сам алфавит, как я уже упомянул, находится под заголовком сайта и присутствует на наших экранах всегда. Кликнув мышью по одной из букв, мы получаем список статей, вернее, первые двадцать их заголовков и начал. Над ними - общее число найденных статей на данную букву. Чтобы двигаться по списку дальше, жмем на стрелочки рядом с надписью "Следующие 20", расположенную под списком.

Еще одна возможность поиска - тематическая. Список основных тем расположен слева от центральной колонки. Это "Библия", "Талмуд. Раввинистическая литература", "Еврейская философия", "История еврейского народа", "Евреи России (СССР)", "Земля Израиля", "Сионизм. Государство Израиль", "Иврит и другие еврейские языки", "Фольклор. Еврейское искусство" и т. д. Причем каждая тема содержит множество разветвлений, список которых открывается, если щелкнуть по названию самой темы. Например, "Библия" содержит подразделы "Пятикнижие", "Пророки", "Писания", "Комментарии", "Исследования", "Герои и персонажи", "Апокрифы и псевдоэпиграфы" и т. д.

Предлагаются еще две возможности навигации. На упомянутой мной "линейке поиска", той самой, которая позволяет искать статьи по их названиям, есть еще кнопки "Найти на карте" и "Найти на картинке". Карта, причем довольно неплохая, содержащая все крупные израильские населенные пункты, тут действительно дана, как даны и картинки. Однако пока найти с их помощью практически ничего невозможно. Например, на карте лишь некоторые географические точки являются ссылками, скажем, Хайфа или Нетания, но, щелкнув по ним, вы получите ноль без палочки. Вернее, что касается Хайфы, нас поначалу обнадеживают: есть, мол, один результат. Щелкаю по кнопке "Далее"... не тут-то было! Попадаю на страницу со ссылкой на статью "Ассоциация еврейских общин", а ниже перечислены основные проекты этой Ассоциации, в число которых, кстати, входит и данная электронная энциклопедия. К Хайфе, как вы сами понимаете, все это имеет весьма косвенное отношение.

Не лучше обстоит дело и с поиском по картинкам. Указание "наведите мышку" пока следует воспринимать только как намек на будущие возможности. А вообще-то картинок в электронной энциклопедии довольно много, свыше 600. Если хотите посмотреть их отдельно, выберите из меню под заголовком сайта пункт "Галерея". Тут, кстати, есть еще один поисковик, под заголовком "Введите текст для поиска иллюстраций". Он работает. Во всяком случае, я проверил его на разные фамилии, и он ни разу не подвел. Каждая маленькая картинка, если по ней щелкнуть, укрупняется в дополнительно открывшемся окошке браузера. Под каждым фото приведены фамилия его автора, а также источник, откуда оно взято. Ну и, естественно, имя персонажа. И если щелкнуть именно по этой надписи, а не по картинке, то откроется соответствующая статья в энциклопедии (или обещание, что она готовится к публикации).

Теперь рассмотрим, как построена сама статья. В разделе "О проекте" основного меню имеются пояснения на эту тему. В них справедливо отмечено, что "в ряде статей в скобках даны дополнительные сведения: слово на иврите, идиш или арамейском языке, русская транскрипция этого слова; в персональных статьях - варианты имени или другая фамилия, псевдоним, год и место рождения, год и место смерти". Имеются также обещанные выходные данные, но не все. "Место статьи в базисном издании", то есть в самой "Краткой еврейской энциклопедии", действительно отмечено. Вроде бы помечается и то, что статья написана специально для электронного издания (если я не ошибаюсь, в таких случаях в соответствующей строке стоит знак "+"). Номера колонок и годы изданий томов приведены далеко не всегда. А вот сведений об авторах статей я что-то не нашел, разве что иногда написано "Редакция". Как нас уверяют, это означает, что статья написана коллективом авторов. Но ведь у членов коллектива тоже есть имена, что за братская могила такая?

Так или иначе, авторы из плоти и крови есть у всех статей. И потому вряд ли стоит воспринимать сведения этой энциклопедии, как, впрочем, и всякой другой, как Тору с Синая. А то вот, судя по некоторым отзывам на нашумевшую книгу Солженицына "Двести лет вместе", Александр Исаевич доверился КЕЭ как неоспоримому источнику. И во многих случаях, принимая ее сведения за документальные свидетельства самих евреев, попал, согласно тем же отзывам, пальцем, в небо.

По поводу общей истории судить не берусь, не специалист. А вот, например, в статье "Шостакович" написано, будто в Трио, посвященном памяти Соллертинского, "звучит не цитата из фольклора, а собственная мелодия, в национальной окрашенности которой невозможно усомниться". Еще бы усомниться! Давно известно, что Шостакович опирался на напев, услышанный от художника Гершова, как и Соллертинский, уроженца Витебска...

Но критика содержания энциклопедии - это отдельная тема. Моя задача - познакомить вас с Интернет-ресурсом. Надеюсь, я ее выполнил.

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak
Google
WWW webprogulki