New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов

Дом Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества «Корчак»


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



11.08.2005 - Гиюр

В эту прогулку я приглашаю в основном жителей Израиля и тех людей за рубежом, кого может заинтересовать проблема гиюра. Остальных прошу простить за специфичность темы - уж очень она актуальная для нашей небольшой страны. А к постоянным моим читателям за рубежом еще и такая просьба: обязательно заглянуть в последний абзац статьи.

На днях я получил письмо о том, что министерство абсорбции совместно с отделом по вопросам гиюра при министерстве главы правительства создали новый сайт на русском языке для репатриантов из стран бывшего Советского Союза. "Основная цель нового сайта, - сказано в сообщении, - предоставить всем русскоязычным израильтянам исчерпывающую информацию о возможностях изучения иудаизма и прохождения курса подготовки к гиюру".

Сейчас мы на этот сайт наведаемся, однако сначала давайте кое-что для себя уточним. Как известно, гиюр - это процедура приобщения к еврейскому народу. Но прежде чем приобщаться (или не приобщаться ни сегодня, ни в будущем!), необходимо выяснить, а что это за народ такой. Казалось бы, про евреев столько сказано, и положительного, и отрицательного, что и вопроса такого возникать не должно. Ан нет. В предыдущих выпусках "Вестей-2" читатели могли познакомиться с дискуссией Аркадия Мазина и Исраэля Шамира на тему, которую последний обозначил так: "А был ли ребенок?" Человек, носящий имя Исраэль, всерьез утверждает, что никаких евреев в природе нет. Аркадий Мазин, вместо того чтобы посоветовать ему внимательно посмотреть в зеркало, тоже всерьез возражает, соглашаясь однако, что никакой евреи не избранный народ, бред, мол, все это. И даже не замечает, что, сойдясь в этом пункте со своим оппонентом, он начисто теряет почву. Ибо евреи - это рожденные матерями-еврейками потомки тех, кто был свидетелем Божественного Откровения в пустыне, у горы Синай, кто получил повеление исполнять 613 заповедей и повеление идти в единственную страну, где эти заповеди можно исполнять в полном объеме. И обещание, что даже если потомки этих евреев будут изгнаны с Земли обетованной за грехи свои, то и тогда потомки этих потомков рано или поздно обязательно на нее вернутся. Вы считаете это бабушкиными сказками? Что ж, тогда не совсем понятно, зачем вы приехали сюда, на Землю Израиля. Это ваша историческая родина? История, которую пишут люди, сегодня излагается так, а завтра иначе. Сегодня Лига наций проводит границы тут, а завтра ООН - там. Сегодня Декларация Бальфура признает за евреями право на национальный очаг, причем отнюдь не только на узкой полоске у моря, завтра Великобритания создает на ее части Трансиорданию, послезавтра Объединенные нации кроят оставшийся кусок земли вдоль и поперек, а послепослезавтра и вовсе объявляют сионизм разновидностью фашизма. Вы можете верить в то, что хаос в процессе эволюции организовался и даже породил разумные формы материи, но это весьма шаткий фундамент для осмысленного существования...

Вас, как и Аркадия Мазина, смущают еврейские претензии на избранность? Что ж, если вы все-таки считаете себя евреем, но вполне современным, а не погрязшим в многовековых религиозных заблуждениях, утешьтесь, если это может утешить, сознанием того, что, не исполняя заповеди, вы эту миссию здорово подрываете. Не настолько, чтобы отменить вовсе, но, безусловно, внося свой посильный, так сказать, вклад. Если же вы не еврей и вас возмущает эта еврейская фанаберия, то примите в рассуждение вот что.

Во-первых, быть евреем - не привилегия, а задача. Задача нести миру свидетельство о существовании Всевышнего. Тем людям из других народов, которые такой обязанностью не обременены, нет необходимости соблюдать шабат, кашрут и еще множество строжайших предписаний. Если они будут вести себя нравственно, в соответствии с семью заповедями, данными после всемирного потопа Ною, или Ноаху в ивритском произношении (всего семь вместо шестисот тринадцати!), им тоже уготована доля в Грядущем мире. Ну а в этом, надеюсь, никто спорить не будет, доля "избранного народа" не самая завидная, если только смотреть на это с узко прагматической точки зрения.

Во-вторых, хотя еврейство передается генетически, есть возможность при желании присоединиться к миссии еврейского народа, войдя в его семью и став его неотъемлемой частью. Причем потомки гера тоже будут евреями. Подчеркиваю - не "будут считаться", а просто будут. Как, например, еврейский царь Давид, правнук моавитянки Рут (Руфь в русской традиции), удостоившийся уже за свои личные заслуги того, чтобы стать предком будущего Машиаха (Мессии). Осмыслите это: еврейский Мессия ведет свое происхождение от женщины, родившейся нееврейкой!

Процесс присоединения к еврейскому народу называется гиюром. По поводу гиюра каких только вымыслов не сложено, в том числе и стараниями прессы! В прошлом выпуске "Вестей-2", в материале под названием "В объятиях гиюра" журналистка Нино Абесадзе, беседуя с раввином Хаимом Друкманом, ведающим сейчас в израильском правительстве вопросами гиюра, озвучила некоторые из них. На ее недоумения собеседник вроде бы ответил исчерпывающе, повторять не буду. Тем же, кому этот выпуск нашей газеты недоступен, как раз и стоит заглянуть на новый сайт, озаглавленный "Народ начинается с тебя".

Тут есть целая страница "Гиюр - вопросы и ответы". На ней приведены десятки вопросов, которые обычно задаются в связи с гиюром. Если вы найдете среди них такой, который волнует в данный момент и вас, кликните по нему указателем мыши, и перед вами предстанет ответ. Если хотите, можете после этого вернуться к списку вопросов с помощью надписи "Наверх", а можете продолжать читать все подряд. Коль скоро вы не нашли среди всего этого множества вопросов такого, который представляется вам наиболее насущным, можете задать вопрос сами. Адрес - info@moia.gov.il - приведен тут же. Сайт обещано постоянно пополнять новыми материалами, так что вам, скорее всего, ответят.

Среди разных вопросов есть и подобные тому, что особенно взволновал Нино Абесадзе: "Почему от еврейских супругов и детей неевреев, проходящих процедуру гиюра, требуют обращения к религии?" Журналистка даже намекнула, что это недемократично. Позволю себе, как человек, подвергшийся "недемократическому принуждению" в связи с гиюром жены, тоже ответить на этот вопрос. Во-первых, проходить гиюр на самом деле никто никого не принуждает. У нас в Израиле есть не так уж мало знакомых, у которых жены или мужья неевреи, но о гиюре даже не помышляют. В чисто земном смысле они живут нисколько не хуже нас, а некоторые даже и много лучше. А во-вторых...

Представьте себе ситуацию: человек прошел гиюр и соблюдает еврейские традиции, а его супруг(а)-еврей по-прежнему считает себя человеком светским, который выше всех этих дедовских предрассудков. Наступает шабат. Религиозному еврею, каковым теперь является гер, положено, например, не включать телевизор. А наше нерелигиозное дитя демократии считает это глупостью, ему (ей) хочется посмотреть передачу 9-го канала израильского телевидения, где Борис Бурда со смаком рассказывает о приготовлении блюд из свинины. Что, некошерно? Но мы ведь живем в демократической стране, где каждый сам решает, что ему есть, а что не есть! Однако каков будет мир в этой семье? Про детей же, у которых папа молится Всевышнему, а мама считает это блажью (или наоборот), про то, что будет твориться в их бедных неокрепших головках и несчастных душах, я уж и не говорю. Вам это нужно?

Мне - нет. Поэтому я, когда мы в свое время приняли решение о гиюре (да, именно так - гиюр проходила жена, но решение мы принимали вместе), добросовестно посещал "ульпан-гиюр", готовясь к совершенно иному образу жизни.

Кстати, как человек, этот путь прошедший, могу сказать также, что большинство пугалок, занимающих умы благодаря народной молве и питающимся сплетнями масс-медиа, есть плод незнания или недоразумения. Процесс это действительно длительный (у нас он занял года два), но может ли быть иначе, если вы проходите гиюр не для галочки? Для галочки же проходить его, поверьте, не стоит. Ведь вы обманываете тут не некие бюрократические инстанции, которые, как многие считают, и обмануть не грех, а Инстанцию другого уровня. И это далеко не безобидный обман, он может обернуться немалыми потерями уже в этой жизни. Про иную я уж и не говорю, ведь вы в нее вряд ли верите, если решаетесь на подобную профанацию.

Что же касается препятствий, чинимых потенциальным герам, то цель у затрудняющих этот процесс как раз именно в том и заключается, чтобы человек не совершил роковую ошибку, попытавшись обмануть и самого себя, и других. А тому, что люди таким желанием порой одержимы, я встретил в эти годы немало примеров. Не случайно первое, что вам, скорее всего, скажут, когда вы придете и объявите о своем желании пройти гиюр: "Подумайте хорошенько! Может, этого делать вовсе не надо? Лучше быть хорошим и честным неевреем, чем евреем, принявшим на себя соблюдение заповедей и не соблюдающим их".

Однако вернемся к сайту о гиюре. Вот раздел "Твой народ - мой народ" (как известно, это фраза Рут, которой она ответила Наоми, когда свекровь говорила ей нечто подобное тому, что я своими словами изложил строчкой выше). В нем приведены сведения о наиболее известных герах. Кроме того, уже тут вы можете начать знакомство с еврейскими традициями: с еврейским календарем (общий очерк "Еврейский календарь" и перечисление месяцев и праздников еврейского года), с еврейскими праздниками и постами (пока присутствуют только сравнительно недавний Шавуот и наступающий пост 9 ава, но сайт, как я уже сказал, обещано регулярно пополнять новыми материалами), с законами кашрута.

Между прочим, их соблюдение, требующее, в частности раздельной посуды для молочных и мясных блюд, ее раздельного мытья (желательно в разных мойках, а если мойка у вас на кухне только одна, приходится изощряться, меняя специальные подставки) и раздельного хранения, специального набора посуды для Песаха и т. д. и т. п. - тоже не подарок для поборников демократии, которые во имя ее торжества задумали бы провести водораздел между религиозным и светским секторами общества внутри собственной семьи...

Ну а если вы все-таки решили широким семейным фронтом двинуться на завоевание высот гиюра, для вас на странице "Где можно учиться?" приведены номера телефонов и адреса необходимых во всех смыслах этого слова организаций. Желаю успеха!

...И в конце несколько слов на другую тему. В прошлой статье, "Век перевода", я не совсем точно изложил соотношение этого сайта и возникшей на его основе антологии. Получив разъяснения, переданные от имени составителя и того и другого Евгения Витковского, я внес небольшие уточнения в статью, расположенную ныне на моем сайте. Поборников точности милости прошу полюбопытствовать.

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak
Google
WWW webprogulki