New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов

Дом Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



06.04.2006 - Вариации на тему, или "Моцарт-Форум"

Недавно набрел я в "Живом Журнале" (думаю, завсегдатаям Интернета уже не нужно объяснять, что это такое) на любопытный пост под названием "Моцарелла Асмодеич". Автор, назвавшийся Тостером, обращает внимание на то, что во всех материалах, посвященных 250-летию со дня рождения гения из Зальцбурга, его именуют Вольфгангом Амадеем. Между тем при крещении он был назван иначе.

Крещен он был как Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт. Но в объявлении о рождении Леопольд Моцарт, отец композитора, называет сына Иоганн Хризостом Вольфганг Готтлиб Моцарт (Johannes Chrysostomus Wolfgangus Gottlieb Mozart). Откуда взялся Готтлиб? Это перевод на немецкий греческого Теофила. И то и другое означает «любимец Бога». Кстати, автор поста напоминает, что Иоганн Хризостом по-русски именуется Иоанном Златоустом, не к ночи будь помянуто имя знаменитого богослова, ненавистника евреев, объявленного христианами святым. Именно в день, помеченный в святцах его именем, родился будущий великий музыкант.

Трансформация «Готтлиб - Теофил» позже получила продолжение. Примерно с 1770-х годов Моцарт часто называет себя Вольфганго Амадео. Амадео - тот же Теофил, только по-итальянски. Во время краткого пребывания в Париже в конце 1770-х Моцарт переделал это имя на французский манер - Амадей. Правда, он никогда всерьез не называл себя Амадеус, как его часто именуют нынче на латинский манер, разве что в шутку используя вариант Вольфгангус Амадеус Моцартус. Забавно, что именно этот вариант (без «Моцартуса») был использован во впервые опубликованном уже после смерти композитора собрании его сочинений.

Моцарт очень любил играть со словами, в том числе и со своими именами. В письмах он называл себя то Ди-Моцартини, то Моцартус, то Моццарти. А иногда даже Роматц или Трацом. Так что палиндромоманию вестевского «Бесэдера» он бы вполне оценил! Имя Вольфганг Моцарт тоже иногда заменял смешным палиндромом Гнагфлов. В тех примерно трехстах письмах, которые он написал за свою короткую жизнь, наш Гнагфлов подписался как минимум 77 (семьюдесятью семью!) разными способами!

Любезный Тостер указывает и страницу в Интернете, где можно найти все эти 77 вариантов и рассказ о них. Благодаря этой ссылке я и попал на англоязычный «Моцарт-Форум» (по-английски название сайта пишется «The MozartForum»), куда хочу пригласить сейчас и вас.

Как сказано в предуведомлении, помещенном на заглавной странице, это «свободный образовательный сайт», созданный для дискуссий о «музыке личности и мире Вольфганга Амадеуса Моцарта» (тут использован именно такой, принятый в англоязычных странах вариант Готтлиба-Теофила-Амадео). Кроме того, создатели сайта планируют собрать на нем сведения обо всех исполнениях и записях сочинений второго венского классика, в чем рассчитывают на помощь Интернет-сообщества. А глобальная их цель - чтобы на данном сайте можно было найти все, что касается предмета исследования.

Кто они, создатели этого амбициозного проекта? Сведения вы прочтете на странице "About us", доступной с помощью одной из стилизованных кнопок-меню, расположенных слева. Их пятеро, и ни один не является профессиональным музыкантом! Они рассказывают о себе сами, причем весьма весело и остроумно. Приведу фрагмент из краткой автобиографии Гэри Смита, первой на данной странице, в своем достаточно вольном переводе-пересказе:

«Родился в 1954 году. Контролирую изделия в аэрокосмической промышленности и изредка пишу для души. Родился в Калифорнии под сенью «Диснейленда». Умудрился не научиться играть ни на одном музыкальном инструменте и не умею даже свистеть на ключе. Зато могу проигрывать грампластинки, компакт-диски и управлять радиоприемником. C видео и DVD пока что приходиться сражаться. Зато с детства люблю классическую музыку. Будучи тинэйджером-всезнайкой, восхищался Бетховеном и коллекционировал его записи. В 1978 году приобрел в одной фирме набор фортепианных концертов Моцарта с опцией его возврата через 10 дней, если не понравится. И едва услышав впервые 20-й концерт, решил не только не возвращать купленный набор, но и собрать всю музыку Моцарта, которая доступна в звукозаписи. И вот уже 26 лет не могу остановиться. К счастью, моя жена Эллен терпит эту блажь, за что я ей предан до гроба. Через Интернет нашел таких же фанатов, которые собрались тут, чтобы воздать должное Моцарту. Радость, которую его музыка нам приносит, я надеюсь, отразилась и на материалах этого сайта».

Судя по названию сайта, его сердцевиной должен быть форум, то есть место, где посетители общаются между собой и с создателями сайта. Такое место тут действительно есть (кнопка "Forum"). Но я заниматься им не буду. Отмечу только, что здесь вы отыщете сведения о многих событиях музыкального года, который организация ЮНЕСКО объявила моцартовским, «забыв» попутно о других круглых датах 2006 года - 100-летии со дня рождения Шостаковича, 125-летии со дня рождения Бартока, 150-летии со дня смерти Шумана. Кумир нам каждый раз потребен только один. «Наше всё», так сказать... Что, разумеется, не должно нам мешать ни восхищаться творчеством других композиторов, ни любить того же Моцарта, ни узнавать о нем как можно больше.

В чем данный сайт, безусловно, нам поможет. Например, третья кнопка-меню, надпись на которой я изображу по-русски - «Кёхель», так как не имею возможности воспроизвести в тексте немецкую букву «о» с двумя точками («умляут») наверху. В данном разделе вы найдете не только сам каталог Кёхеля, содержащий список всех произведений Моцарта, но и рассказ о знаменитом указателе и его создателе, чья биография находится на той же странице ниже.

Любопытно, что Людвиг Алоиз Фердинанд фон Кёхель тоже не был профессионалом-музыкантом в полном смысле слова, хотя и баловался композицией. Его первая профессия - юриспруденция, а служил он воспитателем четырех детей эрцгерцога Карла, за что после 15 лет выслуги получил звание рыцаря и неплохую пенсию. Что позволило ему на досуге предаваться любимым занятиям. А таковых у него было несколько. Он оставил изыскания в области ботаники, минералогии и геологии разных стран. А параллельно начал составление первого всеобъемлющего каталога произведений Моцарта. Здесь содержится исчерпывающе подробный (мне кажется, я не преувеличиваю) рассказ об этой работе, а также о более поздних, отредактированных и дополненных ее изданиях, в которых приняли участие знаменитые ученые-моцартоведы, в том числе редактор третьего выпуска Альфред Эйнштейн, двоюродный брат автора теории относительности. Есть и объяснения, что означают номера, стоящие после знакомых всем меломанам аббревиатур К (Кёхель) или KV («Кёхель Ферцайхнис» - «Указатель Кёхеля»). И заодно рассказ обо всех предшествовавших списках сочинений Моцарта, составленных его отцом, им самим и композитором и аббатом Максимилианом Штадлером, которому вдова Моцарта предоставила все рукописи покойного супруга.

Сам каталог Кёхеля доступен тут в двух вариантах - кратком, где произведения отсортированы по жанрам, и развернутом, согласно номерам в самом указателе, отражающим, как правило, хронологическую последовательность рождения сочинений Вольфганга Амадея. В таблице приводятся номера по первому и последнему, 6-му изданию каталога, дается название и прозвище сочинения («Пражская» симфония, «Коронационная» месса и т. п.), а также краткое его описание и дополнительная информация, если таковая появилась уже после 6-го издания, предпринятого без малого 42 года назад.

Далее в меню идет пункт "Biography". Не стану утверждать наверняка, что это самое исчерпывающее из жизнеописаний Моцарта, имеющихся в Интернете, но в том, что оно на редкость подробно, сомнений нет. Составлено оно уже известным нам Гэри Смитом на основе многочисленных источников, список которых дан на той же странице под биографией.

Лучшая проверка любительских, да и не только любительских биографий автора Реквиема «на вшивость» - что они пишут о его смерти. Потому что доныне нет числа домыслам на эту тему, в том числе и во Всемирной Сети. Однажды я даже наткнулся на рассуждения о том, что Сальери не отравлял Моцарта, но только было обрадовался, как тут же с изумлением узнал, что композитора отравили... по приказу императора. Мистер Смит весьма краток и деловит: «Есть сотни спекулятивных теорий о том, что (и кто) послужило причиной смерти Моцарта, причем новые идеи на эту тему появляются раз в несколько лет. Поскольку нет новых сведений, проливающих свет на этот вопрос, серьезные исследователи обычно склоняются к тому, что виновниками были почечная недостаточность или острый приступ ревматической лихорадки».

Кстати, если вам все-таки не дает покоя таинственный черный человек, не тот, который заказал Реквием (его-то имя как раз хорошо известно, вольно было Пушкину сей факт проигнорировать), а тот, который якобы Моцарта отравил, прочтите интересную и весьма аргументированную работу Бориса Кушнера «Моцарт и Сальери», она тоже доступна в Интернете. Еще лучше было бы познакомиться с наиболее обстоятельным исследованием на эту тему, предпринятым Борисом Штейнпрессом, но я его читал только в бумажном издании, а в Сети не нашел.

Очень ценна в информационном отношении страница "Whos Who". Гении ведь не живут в безвоздушном пространстве. А окружающие, в том числе и музыканты, пусть и не столь именитые и даже не столь гениальные, для гения были не безымянной «почвой» или «средой», а живыми людьми, с которыми он общался, дружил, спорил, конфликтовал, на которых обижался или которых обижал сам (да-да, ведь гений не ангел, который «несколько занес нам песен райских», а такая же тварь из плоти и крови, пусть и с особой, отмеченной душой). И про этих людей тоже интересно и небесполезно узнать кое-что, дабы понять природу «райских песен». Вот данный раздел и позволяет познакомиться с современниками Моцарта. Причем часто не только теоретически, по приводимым в нем энциклопедическим выдержкам, но и практически, по кратким фрагментам сочинений, данным тут в виде звуковых файлов в формате MP3.

В разделе "Library" вас ждет, в частности, множество статей о творчестве и личности Моцарта (подраздел "Articles"). И среди них статья "Wolfgang AMADEUS?? Mozart: Mozart's Real and Recreated Names", благодаря которой мы с вами и попали на этот сайт. Для поиска по темам воспользуйтесь дополнительным меню, появляющимся справа от главного.

И наконец, в разделе "Links" - десятки ссылок, сетевых вариаций на тему «Моцарт».

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak
Google
WWW webprogulki