New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов

Дом Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



06.10.2005 - Еврейский вопрос

За несколько дней до Рош ха-Шана я получил письмо в "Гостевую книгу", предлагающее коллекцию еврейских национальных рецептов на сайте "Академия кулинарии". И было вознамерился прогуляться по нему вместе с вами, да вовремя вспомнил, что этот номер "Вестей" читатели получат в день поста Гедалии и незадолго до Судного дня. Рассуждать в такое время о кулинарных изысках - форменное издевательство, даже если человек постится с полным сознанием правоты дела, которому таким образом служит...

Поэтому мы сегодня продолжим прогулку по другому еврейскому Интернет-местечку - сайту Ben Zion. Но прежде чем пуститься в путь, напомню кое-что о вышеупомянутых постах. Собственно, про Йом-Кипур знают все и всё. А некоторые знают даже больше, чем всё, ибо небылиц вокруг важнейших дней еврейского календаря сложено не меньше, чем былей. Поэтому тем, кто предпочитает знакомиться с сутью дела не по слухам, а с помощью знающих людей, предлагаю заглянуть на сайт EVREY.COM, найти там в меню, располагающемся в колонке слева, раздел "Праздники и памятные даты", а в нем отыскать ссылку "Йом-Кипур". Из статьи рава Элиягу Эссаса вы узнаете, почему данный день называется Днем очищения и исправления , рядом найдете "Краткий словарь" терминов, связанных с этой датой в нашем календаре (в этом году она приходится на 13 октября календаря солнечного, начинаясь, как и положено, накануне вечером, за 18 минут до захода солнца), а также подробное описание заповедей и обычаев Йом-Кипур .

О посте Гедалии, который верующие евреи соблюдают на третий день нового года, сразу после двух праздничных дней, известно меньше. Краткие сведения о нем вы можете отыскать на этом же сайте, если заглянете на страницу, посвященную 9 ава, открыв на ней свой "Краткий словарь", а в нем - статью "Четыре поста". Имеются в виду посты, связанные с памятью о разрушении Иерусалима и Храма. Коль скоро у вас нет возможности, читая мой текст, сразу заглянуть в Интернет, приведу следующую цитату (тот, кто сидит в Интернете, может познакомиться с ней прямо на том месте, откуда я ее взял): "Четвертый пост - 3-й день месяца тишрей... называют также "Цом Гедалия" (пост в память о Гедалии). События, в память о которых установлен этот пост, происходили уже после разрушения (первого. - В. Л.) Храма. В Эрец-Исраэль осталась горстка евреев, которые пытались сохранить от еврейской жизни все, что было возможно. Эту группу возглавил член царской семьи Гедалия бен Ахикам. По доносу он был схвачен и убит. Его гибель завершила, по сути, процесс разрушения еврейской жизни в Эрец-Исраэль. Она возродилась только через 50 лет (окончательно - через 70), когда вновь отстроили Храм". Несколько более подробный рассказ о Гедалии бен Ахикаме можно прочесть на сайте "Маханаим", если в разделе "Календарь" щелкнуть по пункту "Дни траура", а на открывшейся странице - по ссылке "Смерть Гедалии".

Парадокс нашего времени: одни евреи постятся в память о ликвидации еврейской жизни в VI веке до н. э., а другие призывают выбросить эту самую еврейскую жизнь на свалку истории, слившись в братских объятиях со всем остальным миром. При этом, правда, будут нарушены планы Создателя нашего мира, но разве они должны волновать людей, точно знающих, что мир это случайно родился из хаоса и никакой особой цели в его существовании и существовании человека нет?

На сайте Ben Zion, в разделе "Юмор" я наткнулся на такой анекдот (передаю своими словами):

"Учительница в одесской школе, объяснив школьникам, что Бога нет, предлагает для закрепления пройденного материала плюнуть в небо. Все радостно плюют, один Йося не участвует в торжестве атеизма. Учительница: "Йося, а ты почему не плюешь?" Йося: "Если Бога нет, то в кого мы плюем? А если есть, то, может, лучше на всякий случай все-таки не плевать?"

Итак, прислушаемся к остроумным одесситам и не будем плевать на святые ценности нашего народа. Хотя бы на всякий случай! Тем более что другие народы что-то не очень спешат сливаться с нами в братских объятиях. И, что характерно, даже с теми из нас, кто изо всех сил доказывает, что они и не из нас вовсе. В своем лучшем проявлении такое нежелание объясняется тем, что другие народы знают, например, из своих священных книг, для чего нужно было, чтобы евреи появились, существовали и не исчезли в вареве истории. Или, даже не веря в это, следуют такому знанию, как одесский мальчик Йося, "на всякий случай". В худшем варианте с евреями обниматься не хотят, потому что они кого-то там продали, в "правильных" пророков верить не захотели, живут особой жизнью, задаются, претендуют на богоизбранность, и вообще пахнет от них не тем и носы у них не такие. Называется этот худший случай антисемитизмом.

У Бенциона на сайте ему посвящен отдельный раздел в рубрике "Еврейский вопрос". Тут пока две статьи. Одна из них, "Антииудейское законодательство", рассказывает вкратце о том, с чего начался официальный христианский антисемитизм. Вторая, "Интервью с человеком, спасшимся от Холокоста", - документальный рассказ о том, чем это, как правило, заканчивается.

Если вас действительно интересуют история этого явления и различные попытки его объяснить, рекомендую заглянуть снова на сайт "Маханаим", там найти в меню пункт "История и современность", а в раскрывающемся списке - ссылку "Антисемитизм". Тут тоже имеются два названия. Одно из них - ссылка на очень обстоятельную работу Д. Шейнина "Об антисемитизме и его причинах". Автор посвятил отдельную главу краткому обзору имеющихся к настоящему времени объяснений рассматриваемого им явления, а затем подробно изучает особенности многочисленных обвинений против евреев. Они объединены им в четыре группы. Первая - "гиперхимеры", то есть обвинения, основанные на заведомо ложных посылках. Таких, например, как "кровавый навет" на народ, которому употребление крови в пищу категорически запрещено Законом, нарушать который осмеливаются только люди, смело плюющие на все и на вся. Но таковых как раз ни в чем таком не обвиняли... Вторая - попарно взаимоисключающие обвинения. Скажем, цитирую, "правые, консерваторы и националисты обвиняют евреев в левизне, подрыве устоев и космополитизме, в то время как левые, либералы и интернационалисты предпочитают обвинения в засилье еврейского капитала, в национализме и религиозной нетерпимости евреев и их нежелании "следовать нормам международного сообщества". Знакомо, не правда, ли? Примечательно, что родилось все это далеко не вчера! Третья группа - "обвинения, в которых еврейский народ фигурирует как обладающий свободой воли субъект". Самое знаменитое из обвинений такого рода - "евреи распяли Христа". При этом, замечает автор, высказывания вроде "русские нехороши тем, что погубили Рауля Валленберга", "французы - преступный народ, ибо они отправили Лавуазье на гильотину", "афиняне виновны в том, что они принудили Сократа выпить яд" звучали бы странно и немедленно вызвали бы подозрение в некоторой недоразвитости говорящего". Довершает картину отдельно стоящее обвинение в "оdium humani generis" - "ненависти к роду человеческому". Например, по Вольтеру, евреи "невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и их же обогащают". Заметьте, это написано задолго до Гитлера, в другой стране, и автор - гений эпохи Просвещения! Каковы плоды этого просвещения, мы уже знаем...

Далее Д. Шейнин переходит к своему собственному объяснению причин столь устойчивого явления. Он утверждает, причем весьма доказательно, что оно порождено иррациональным страхом перед евреями. И нынешнее отношение к еврейскому государству продиктовано все тем же не поддающимся логическому обоснованию страхом.

Коль скоро мы заговорили о Государстве Израиль, то самое время вернуться на сайт Ben Zion и заглянуть в раздел "Сионизм". "В двух словах, - пишет создатель сайта во вступительном абзаце, - сионизм можно грубо назвать буржуазно-националистически-патриотическим течением". Слов на самом деле четыре, но не в этом дело. Приведенный далее в этом разделе цикл статей Пинхаса Полонского (кстати, это тоже не только автор, но один из создателей культурно-религиозного центра "Маханаим", на сайт которого мы так часто заглядываем, когда речь идет о еврейских делах) как раз доказывает, что сионизмов было несколько (по крайней мере, три) и что зародился сионизм задолго до того, как подобная мысль пришла в голову Теодору Герцлю. (В скобках замечу, что довольно наивно называть "отцом сионизма" человека, одно время прелагавшего создать еврейский национальный очаг в Уганде, где горы Сион никогда не было и нет по сию пору.) Рассуждает Полонский и о том, зачем евреям нужны их "святые места". И приводит поразительную цитату из статьи несколько ушедшего в последнее время в тень Йоси Сарида, опубликованной когда-то, между прочим, в газете "Вести". Сей политический деятель, издеваясь над восхищением посетителей Хасмонейского туннеля, писал: "Ведь этот туннель всего-навсего древний водопровод! Ведь если бы через две тысячи лет раскопали бы современную систему водоснабжения Иерусалима, разве это стоило бы таких восторгов?" И этот человек одно время, пусть и непродолжительное, был у нас министром образования! Я же говорю - плоды просвещения...

Есть у Бенциона в рубрике "Еврейский вопрос" и раздел "Имена и фамилии". Но, во-первых, об именах тут речь если и идет, то только косвенно, поскольку многие фамилии на именах основаны. А во-вторых, почти весь материал позаимствован из раздела "Как тебя зовут" сайта Sem40, хотя это никак не оговаривается. Странно, в разделе "Знаменитости", заимствованном из того же источника, Бенцион более щепетилен...

В заключение обращу ваше внимание на одну из статей, приведенных в разделе "Разное". Она написана В. Вихновичем и называется "Евреи и жиды". Ее будет полезно прочитать всем, кто не знает, что слово "жид" когда-то не было ругательным даже в русском языке, и до сих пор не имеет ярко выраженной отрицательной коннотации, например, в украинском и польском. Напротив, польские евреи в прошлом именно слово "еврей" воспринимали как оскорбление! Здесь, между прочим, любопытно вот какое обстоятельство: то или иное оскорбительное имя для евреев у всех народов обязательно водилось!

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak
Google
WWW webprogulki