New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



13.05.2004 - «Старатель»

В прошлый раз я обещал вернуться к этому сайту, чтобы осмотреть его более подробно. Итак, «Старатель», подзаголовок «Литература. Живопись. Философия». Работает медленно, как все старатели, такая уж у них доля. И у нас, коли захотим к ним присоединиться. Кстати, «старатель», по Далю, во-первых, тот, «кто старается о чем-либо; усердник, рачитель, прилежатель, заботник, ревнитель, попечитель», а во-вторых, трудящийся «на работах... в шабашное время», в частности старающийся «о земляной и золотопромышленной работе». Сомневаюсь, чтобы наши «шабашники» намывали себе тут золотишко в утилитарном материальном смысле, но в духовном - сколько хотите. Основное меню расположено на экране слева. И начинается оно с раздела «Поэзия», где первый пункт - «Русская. Современная». Современная - то бишь, сегодняшняя, поэтому авторы тут, мягко говоря, не очень известные. Лично я нашел три знакомых имени, причем все, по странному стечению обстоятельств, женские - Ника Турбина (помните, девочка-вунжеркинд? Ее взлет был ярким, но трагически недолгим, она покончила жизнь самоубийством, выбросившись с пятого этажа в 2002 году; в нынешнем ей бы могло быть всего 30 лет...), Юнна Мориц и Татьяна Бек <>. Причем последнюю до сих пор знал больше понаслышке, а она, судя по всему, поэт настоящий. Одно стихотворение - в подтверждение:

Вечно манили меня задворки
И позабытые богом свалки...
Не каравай, а сухие корки.
Не журавли, а дрянные галки.

Улицы те,
которые кривы,
Рощицы те,
которые редки,
Лица,
которые некрасивы,
И - колченогие табуретки.

Я красотой наделю пристрастно
Всякие несовершенства эти...
То, что наверняка прекрасно,
И без меня проживет на свете!

«Спеллер» моего «Ворда» подчеркнул в этом стихотворении два слова - «дрянные» и «колченогие», заклеймив первое как «слово с ярко выраженной экспрессивной (ироничной, негативной) окраской», а второе - как «просторечное». Эх, дорогой! Какая поэзия без «экспрессивной окраски»! Да и сказано же: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» Возможно, настоящие ценители современной поэзии найдут в этом списке «Старателя» больше знакомых имен. У остальных есть шанс расширить свой кругозор в области современной поэзии. Если же ваши пристрастия в этой самой области застряли на хронологической границе, помеченной началом прошлого века, то к вашим услугам страница, так и озаглавленная: «Стихотворения начала ХХ века». Тут Александр Блок, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Мирра Лохвицкая, Сергей Есенин и Николай Гумилев.

Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905, в замужестве Жибер), попал в этот список не случайно, хотя, как справедливо сказано на посвященной ей странице, она является русской поэтессой конца XIX века, а в ХХ прожила неполных пять лет. Ибо ее стихи действительно скорее не только завершают золотой век русской поэзии, но и открывают тот, который назван серебряным:

Дневной кошмар неистощимой скуки,
Что каждый день съедает жизнь мою,
Что давит ум и утомляет руки,
Что я напрасно жгу и раздаю;

О, вы, картонки, перья, нитки, папки,
Обрезки кружев, ленты, лоскутки,
Крючки, флаконы, пряжки, бусы, тряпки
Дневной кошмар унынья и тоски!

Откуда вы? К чему вы? Для чего вы?
Придет ли тот неведомый герой,
Кто не посмотрит, стары вы иль новы,
А выбросит весь этот хлам долой!

«Биография Марины Цветаевой», ссылка на которую есть на соответствующей странице, представляет собой не последовательный рассказ, а хронологическую, хотя и довольно густо сотканную канву-хронограф. Очень ценное справочное пособие!

Вы спросите, отчего в списке нет Анны Ахматовой? Не знаю. Но на странице с ним написано: «Библиотека постоянно пополняется. Заходите завтра». Возможно, завтра будет и Ахматова.

А вот на странице, посвященной ее первому мужу, есть и ее портрет, правда, на мой взгляд, не очень удачный. А еще тут в заголовке сделана досадная опечатка, фамилия поэта написана так: «Гумелёв». И вроде, на клавиатуре буквы «и» и «е» расположены далеко друг от друга...

Еще один русский поэтический раздел - «Стихотворения второй половины ХХ века» (в меню он обозначен так: «1950-1990 гг.»). В нем пока только один персонаж, но достойный - Иосиф Бродский. Разумеется, здесь, как и на других поэтических страницах сайта, представлено избранное. В частности удивительные «Стансы», 1962 года, пророчество, которое и не сбылось, и сбылось одновременно:

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду,
между выцветших линий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
под затылком снежок,
и услышу я голос:
До свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.

На главной странице этого раздела написано: «Присылайте ваши любимые стихотворения, и они будут опубликованы на сайте». Так что можете поучаствовать в составлении этой сетевой антологии. Тут и специальная форма для того есть. Просто вводите стихотворение, ваши имя и e-mail. Только постарайтесь тщательно вычитать текст!

Украинская поэзия представлена на «Старателе» незнакомой мне Викой Ивченко, зарубежная (с точки зрения россиян, разумеется, впрочем, в этом пункте мы с ними не расходимся) - Редьярдом Киплингом и Жаком Превером, восточная - Омаром Хайямом, которого обитатели СССР считали вполне своим, поэтому он и тут как бы не «зарубежный»!

В разделе «Проза» тоже есть пункт «Современная». И тут среди прочих такие известные имена, как Виктор Пелевин, Борис Акунин, но есть и мне лично совершенно не знакомые.

Под этим «братским пунктом» - ссылки на страницы отдельных персонажей: Габриэль Маркес, Владимир Набоков, Ричард Дэвис Бах, Хорхе Луис Борхес.

Если вам будет мало представленной тут литературы, а дожидаться обещанного «завтра» станет невмоготу, можете воспользоваться имеющейся тут же, на главной странице «Старателя», но в столбике справа, кнопкой «Все библиотеки Сети». Есть где разгуляться истинному поклоннику словесности!

А мы переходим от «мира, в слове явленного», к миру, явленному в изображениях, к разделу «Художники». Под этим заголовком в меню слева расположился целый список имен. И каких! Тициан и Эль Греко, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Боттичелли и Рафаэль, Рембрандт и Гойя, Рублев и Хиросиге, Дега и Мане, Сезанн и Ренуар, Климт (тут он почему-то написан как «Климпт») и Дали, Босх и Шагал... Называю в полном беспорядке, потому что они тут, в общем-то, в беспорядке и расположены. Если хотите упорядоченности, то к вашим услугам имеющийся в среднем столбце раздел «Направления живописи» - от «Ренессанса» до «Русской авангардной», от «Иконописи» и «Барокко» до «Сюрреализма» и «Супрематизма».

Правда, в разделе «Барокко», например, в списке, состоящем из дюжины имен, реальной ссылкой является только «Рембрандт». Бернини, Веласкес, Джентилески, Сурбаран и другие пока числятся только в проекте. Но есть весьма подробная энциклопедическая справка, посвященная самому стилю барокко.

В разделе «Ренессанс» имен не так много, но зато все это ссылки на уже реально существующие страницы. Зато (нет совершенства в этом мире!) - никакого обобщающего справочного материала.

Заглянем на страницу, посвященную одному из титанов Ренессанса - Тициану. Под развернутым эпиграфом, цитатой из Теодора Хетцера, - две ссылки на подразделы: «Биография» и «Галерея картин». В первом - посвященная Тициану глава из знаменитой книги Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих", озаглавленная «Описание творений Тициана из Кадора, живописца». На заглавной странице второго картины даны в виде маленьких изображений с подписями-названиями. Хотите посмотреть изображение в полном виде, кликните по нему, оно откроется в новом окне браузера. Откроется не скоро, но зато качество вы получите отменное!

Как вы уже, наверное, поняли в ходе нашей прогулки, строгой унификации на «Старателе» не придерживаются. Поэтому первая страница «Рембрандт» будет выглядеть совсем иначе. Тут биография дана сразу, но краткая, как в энциклопедическом словаре. А картины-ссылки расположены под ней. И это только первая порция из избранных картин. Чтобы попасть на остальные, надо воспользоваться ссылками. Они расположены в самом верху страницы. К сожалению, ссылки «глухие», и что содержится во второй части «избранного», а что - в четвертой, можно установить только эмпирически. Кликнув по четвертой, я получил стандартное сообщение «Яндекса»: «Ой! Страницы, к которой вы обратились, почему-то нет». И далее перечисление возможных причин этого, вплоть до сакраментального: «Так сложились звезды». Не будем сетовать ни на звезды, ни на авторов «Старателя». Даже в трех имеющихся разделах с картинами Рембрандта есть что посмотреть! Только не нервничайте, дожидаясь, пока открывается окно с большим изображением. Говорю это потому, что порой может даже показаться, что ты его никогда не увидишь. Свидетельствую: терпение в большинстве случаев вознаграждается.

Одно из новых поступлений в художественный раздел «Старателя» - страницы посвященные одному из самых загадочных русских художников, Павлу Филонову. Тут имеется неплохой очерк о его жизни и творчестве, а также вполне представительная коллекция.

Весьма любопытна для любителей искусства страница «250 самых «продаваемых». На ней - суммарная информация о самых продаваемых художниках по всем мировым аукционам за 2002 год. Уверенно лидирует Пабло Пикассо с фантастической суммой оборота: 82 миллиона 843 тысячи 690 долларов! По этому показателю от него ненамного отстал Петер Пауль Рубенс - почти 80 миллионов долларов. Но вот количество лотов у него на два порядка меньше: 10 против 1356. А значит, отдельные картины Рубенса ценились намного дороже. По количеству лотов к Пикассо приближается только Марк Шагал, но и у него их всего 608. А в денежном выражении сумма получилась тоже внушительная, свыше 28 миллионов.

Обратите внимание, что имена всех художников, чьи картины уже имеются в коллекции «Старателя», являются в этом списке ссылками. И ссылочных строк пока значительно меньше, чем «пустых». Так что и здесь «завтра» еще выглядит значительно светлее, чем сегодня.

Но ведь есть на «Старателе» и «Композиторы» (помните, я об этом говорил в прошлый раз, в связи с Дворжаком?), и упомянутая в подзаголовке сайта «Философия» (Кастанеда, П. Успенский и другие). Значит, и сегодня тут живется не так уж плохо. Пользуйтесь!

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak