New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов

Дом Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества «Корчак»


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



13.01.2005 - Вперед, к прошлому!

Лозунг, вынесенный в заголовок сегодняшней "Прогулки", вполне мог бы фигурировать на страницах сайта, куда мы сегодня направляемся. А называется этот сайт The Art Renewal Center (что-то вроде "Возрожденческий центр искусств"). В авторском предисловии (оно написано по-английски, как и весь сайт) на заглавной странице сказано примерно следующее:

"Вы попали в самый большой онлайн-музей в Интернете. Наше собрание постоянно растет, но уже сегодня тут есть тысячи высококачественных изображений самых великих картин и скульптур в истории. Оно дополнено энциклопедическим собранием эссе, биографий и статей, написанных авторитетными в этой области учеными... С помощью наших экспертов, количество которых растет, мы устанавливаем стандарты для художников, художественных школ, систем обучения, выставок, музеев и историков искусства... Наш центр - некоммерческая образовательная организация, преданная идее восстановления стандартов мастерства. Только изучая искусство прошлого, мы можем создать искусство завтрашнего дня... Эксперименты могут быть успешными только тогда, когда они основаны на твердом фундаменте достижений минувших веков..."

Вроде бы все правильно. Но чем дальше я вчитывался в эти рассуждения, тем больше мне чудилось нечто подозрительно знакомое. Типа ждановских сентенций по поводу более родной мне области, что, дескать, музыка должна быть красивой и мелодичной. Кто же спорит! Но оказывается, что красота и мелодичность есть достижение исключительно мастеров прошлого, а все нынешнее, если оно не эпигонство, - не более чем формалистическое кривляние и шарлатанство.

Вот и тут далее читаем: "Мы даем художникам, ученым, коллекционерам и публике возможность оценить большое искусство и понять, что они не одиноки в своих подозрениях о пустоте современного и постсовременного искусства. Эти подозрения полностью подтверждаются историческими фактами". И наконец, на странице ARC Philosophy читаем: "The Great 20th Century Art Scam: or how Arrogance, Greed and Folly Nearly Destroyed 2500 years of Western Art". Буквально: "Большое жульничество искусства 20-го столетия: или как высокомерие, жадность и безумие почти разрушили 2500 лет западного искусства".

Не собираюсь больше ни цитировать теоретических изысканий создателей сайта, ни критически разбирать их. Пусть этим на досуге займется тот, кому это интересно, или, уже в рабочее время, тот, для кого история изобразительного искусства является предметом профессиональных занятий. Я же привел вас сюда лишь затем, чтобы показать действительно один из самых богатых онлайн-музеев мира. Именно "один из", а не "самый большой", как нам обещали в самом начале. Ибо современного искусства, как вы уже поняли, тут нет.

Не то чтобы оно тут вообще не упомянуто. Слов о нем сказано более чем достаточно. Посмотрите, например, на страницу, посвященную Пабло Пикассо. Кстати, как добраться до нее и до страниц, связанных с другими художниками? Прикасаемся указателем мыши к слову Museum в меню, расположенном в самом верху страницы, под логотипом сайта. В открывшейся ниспадающей колонке выбираем пункт Contents Page of Artists. По умолчанию художники отсортированы по именам, расположенным в алфавитном порядке. На первой же странице этого "Содержания" мы находим авторов на "А" и "В" (латинские, разумеется). А как добраться до следующих букв алфавита? В окошке Page, расположенном над списком, выбираем фамилию, начинающуюся с нужной нам буквы, и щелкаем по кнопке Go. Список внизу обновится. Обратите внимание, что рядом с указанным окошком есть другое, Sort by ("Сортировать по"). И тут можно задать порядок следования имен по датам рождения и смерти, а также по странам. Если вы точно знаете, как пишется фамилия художника, можете воспользоваться еще одним окошком поиска - Search for an artist by surname.

Итак, мы нашли Пикассо. Что мы видим? А ничего. В том смысле, что картин тут нет вовсе. Зато имеется целая дискуссия о нем. Пишут посетители сайта, им отвечают его авторы и другие посетители. Предполагается, видимо, что картин этого жадного и безумного жулика (см. выше) все уже насмотрелись, поэтому показывать их незачем, а то еще испортишь вкус истинных ценителей искусства... А если кто не видел, о чем речь? Ну, это мы тоже проходили: "Я стихов Пастернака не читал, но скажу о них..." К счастью, в отличие от приснопамятного СССР, где так вольно дышал каждый человек, читавший не Пастернака, а руководящие мнения о нем, Интернет дает доступ и к другим сайтам, где картины Пикассо можно увидеть и составить о них свое представление, насколько это позволяют репродукции, конечно.

Зато более ранние мастера экспонированы на сайте ARC совсем иначе. Список тут огромный. Я не отношу себя к большим эрудитам в этой области, но все-таки такого обилия неизвестных мне имен не ожидал. Подозреваю, что рядом с великими здесь присутствуют и художники, так сказать, второго и даже третьего ряда. Лишь бы это была живопись фигуративная (реалистическая, как сказал бы все тот же товарищ Жданов) и художник демонстрировал бы если не мастерство, то, по крайней мере, ремесленную добросовестность.

Впрочем, известные сдвиги в понятиях обо всем этом мы обнаружим. Например, вот раздел, посвященный Клоду Моне. Когда-то этого художника и его товарищей тоже относили к шарлатанам. Тут же он ходит в мастерах, у которых есть чему поучиться. Слов в разделе мало, зато имеются 39 репродукций (кстати, количество их вы всегда можете видеть в указателе - цифра в квадратных скобках слева от фамилии художника). Они распределены по нескольким страницам, на каждой из которых расположены лентой. Слева - справочные данные о картине, справа - небольшое изображение. Если щелкнуть по нему, оно предстанет в новом окне браузера в увеличенном виде. Качество репродукций, надо признать, отменное. Передан даже знаменитый импрессионистический воздух. Под некоторыми картинками есть надпись HI-RES Image, то есть изображение с высокой резолюцией. Если кликнуть по ней, то получаешь картину во весь экран браузера. А если, попав в такое окно, еще нажать на своей клавиатуре F11, то картина займет почти весь экран вашего монитора.

Claude MonetИнтересно, что, хорошо зная живопись Клода Моне, оригиналами которой мне довелось любоваться в питерском Эрмитаже и в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина, я никогда не видел, как выглядит сам художник. А тут имеется его небольшая фотография, на которой он запечатлен в почтенном возрасте, с длинной седой бородой, как у библейских патриархов.

Коллекции с репродукциями каждого художника на сайте можно сортировать по качеству изображений (тех, что воспроизведены в компьютере, разумеется, а не оригиналов), по названиям работ, как на языке оригинала, так и на английском, по музеям и странам, где хранятся оригиналы.

Pope Leo XЗаглянем на страницу Рафаэля, содержащую 178 изображений. Не говорю "картин", так как, во-первых, тут не только живопись, а во-вторых, некоторые репродукции воспроизводят детали тех работ, которые приведены рядом. И это и в самом деле, наверное, неплохая школа для художника. Ведь не у каждого начинающего живописца есть возможность странствовать по музеям мира, чтобы на месте делать копии знаменитых работ. А такая школа нужна, тут я не могу не согласиться с авторами сайта. Качество воспроизведения, еще раз повторю, очень высокое. И если у вас есть достаточно большой экран с хорошим разрешением и высокой цветопередачей, то создается полная иллюзия, будто сам побывал в зале музея.

Под заголовком страницы, посвященной Рафаэлю, приведены многочисленные имена, под которыми известен этот художник (Рафаэль из Урбино, Рафаэль Санти и т. д.), а также назван его учитель, Пьетро Перуджино, причем его упоминание является ссылкой на страницу этого художника. Полюбопытствовав, я обнаружил, что на ней есть не только 63 изображения, но и приведена биография мастера из Перуджи (Рафаэль пока такой чести не удостоился). В свою очередь мы узнаем, что Перуджино учился у Андреа дель Вероккио, и можем полюбоваться его работами, коих в коллекции 17. Согласитесь, очень интересно проследить художественную преемственность, причем не на словах, а на деле.

Belshazzar's FeastОсобенно трудна для репродуцирования живопись Рембрандта, где фигуры, на которые падает яркий свет, часто словно выплывают из мрака, причем чернота эта весьма и весьма детализирована. Побывав на странице, посвященной голландскому мастеру, я убедился, что этой сложной задачей авторы сайта, представившие 210 изображений, справились весьма и весьма неплохо. Тут вы найдете и имена шести учеников этого художника, далеко не столь известных, как их наставник, и можете посмотреть их работы. Чтобы увидеть, в частности, в том, что хорошая школа не всегда воспитывает великого художника, а чисто живописное мастерство отнюдь не равнозначно художественной убедительности. Сравните, например, героев картин Рембрандта с людьми, изображенными его "наследником" Фердинандом Болем. Думаю, тут без дополнительных слов все ясно. Хотя, скажем, блики на доспехах воинов Боль изображает вроде бы не менее ловко, чем его великий учитель, ибо воспринял эти приемы не через компьютер, а, так сказать, из первых рук.

Еще один сложный для репродуцирования художник - испанец Гойя. В нашем онлайн-музее есть 86 его репродукций, причем не только живопись, но и рисунки и гравюры. Взгляните на портрет малолетнего дона Мануэля Осорио Манрике де Цуниги и оцените, как воспроизведены кружева на опоясывающей его ткани. Нет, я в данном случае восхищаюсь не мастерством живописца (такими приемами, как мне довелось убедиться, странствуя по разным музеям, владели многие художники, в том числе и не самые знаменитые), а качеством компьютерного сканирования.

Однако на всякий случай повторю азбучную, но еще не всеми моими читателями усвоенную истину: качество воспроизведения зависит не только от того, что выложил для вас автор сайта, но и от того, каким оборудованием вы пользуетесь, просматривая изображения. Разница в результатах бывает просто разительная (простите за невольную словесную перекличку).

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak