New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



be number one


01.03.2001 - Страница Херлуфа Бидструпа

На днях я получил довольно неожиданный отклик на свои обзоры - на сей раз мне написал не обычный читатель, а автор сайта "RealAudio для детей", о котором я рассказал в материале "Дети в Интернете". Я еще сомневался, он это или она. Теперь не сомневаюсь - он, Александр Левин. Ему 24 года, живет в Петербурге и, как сам мне пишет, любительски занимается веб-дизайном, а профессионально - раскруткой сайтов. Сейчас он разрабатывает "развлекательный сайт для всех", попутно продолжая активно обновлять детский сайт, благодаря которому мы с ним познакомились. Александр пишет, что он исправил все ошибки, о которых было сказано в моих заметках. Я не поленился, проверил. Увы! Бассейная улица так и осталась "Басенной", хотя стихотворение теперь по справедливости возвращено Маршаку. А вот маршаковские "Сказка о глупом мышонке" и "Дама сдавала в багаж..." так по-прежнему и числятся за Чуковским. И имя Шаинского в разделе "Детские песни" так и не названо. Обижаете бедных евреев, господин Левин, нехорошо-с! Многочисленные же опечатки приходится отнести на счет всеобщей неграмотности молодого поколения в стране бывшей всеобщей грамотности. Хоть снова организуй ликбез! Но Александр жаждет учиться и исправлять свои ошибки, это вселяет надежду. А главное, он неустанно обновляет свой сайт. В частности, по многочисленным заявкам он разрешил теперь посетителям сохранять музыкальные файлы на их, посетителей, дисках. Так что еще раз рекомендую вам заглянуть на сайт "RealAudio для детей".

Herluf BidstrupНо мы сегодня временно отставим детскую тему и отправимся на прогулку для взрослых. Впрочем, детей можно смело взять с собой, им тоже будет интересно. Во всяком случае, когда автор этих строк был мальчиком, он с удовольствием рассматривал рисунки датского художника Херлуфа Бидструпа. Правда, советским читателям всех возрастов художник-карикатурист из капиталистической страны был известен потому, что работал в газете датской коммунистической партии "Ланд ог фольк". И машина совагитпропа вовсю использовала его рисунки в борьбе за права трудящихся (в капстранах, разумеется), в сражениях против империалистов всех мастей и поджигателей войны тоже всех мастей, кроме красной. Так что когда мой соавтор в Интернете Ася Щербак предложила мне заглянуть на сайт Бидструпа, я отправился туда не без некоторой опаски. Доводилось ли вам перечитывать детские книжки, которыми мы когда-то зачитывались - "Старик Хоттыбыч", "Кондуит и Швамбрания"? Я вот недавно купил на книжном развале в Иерусалиме трилогию Александры Бруштейн "Дорога уходит вдаль", которую мы в детстве обожали. И ужаснулся! Нет, там многое по-прежнему выглядит симпатично, полно добрых, смешных или трогательных до слез эпизодов. Но, Боже, сколько там чистой "агитки"! Я уж не говорю о том, что революционеры и им сочувствующие все как один хорошие, а власть и деньги имущие - плохие. Автор настойчиво подчеркивает, что ее отец, врач, охотно лечил бедных, порою не беря с них ни гроша, и очень редко и неохотно - богатых, которые, гады, тоже иногда норовили не заплатить, но не по причине отсутствия денег, а от классово присущей им жадности. При этом семья врача-бессребреника живет в квартире с большой гостиной, у папы есть кабинет, у ребенка - детская, у родителей - спальня; у них служит кухарка, у которой есть своя комната, девочке нанимают бонн, занимающихся с ней то немецким, то французским и тоже живущих в доме бедного лекаря, а летом семейство со всем скарбом и прислугой выезжает на дачу... Подозреваю, что жизнь известной советской детской писательницы Александры Бруштейн была далека от материальных стандартов ее семьи и того общества, с которым самозабвенно боролись столь милые ей революционеры. Я понимаю, что были в той жизни и обездоленные, и несчастные, а общество действительно слишком неравномерно делилось на богатых и бедных. И было немало подлых и бессовестных богачей, и благородных борцов за справедливость. Но дело даже не в том, что последние в дальнейшем привели страну не ко всеобщему богатству, а к почти всеобщей нищете. Просто художник, изображающий жизнь по заранее заданной схеме, невольно говорит неправду, даже при лучших намерениях. Обо всем этом я вспомнил, опасаясь увидеть подобное и у коммуниста Бидструпа. Но оказалось, что этот человек добровольно надевал на себя шоры только в определенных случаях. Чаще же его рисунки передают взгляд человека, умеющего зорко подметить несуразицы любой жизни, посмеяться над ними, не зло, но очень остроумно.

My BidstrupИтак, давайте, наконец, заглянем на англоязычный сайт My Bidstrup, посвященный его творчеству. Автор сайта, Вадим Комаха (если я правильно передаю русскими буквами его фамилию, написанную латиницей, ориентируясь при этом на то, что когда-то встречался именно с таким ее написанием), тоже признается, что в детстве любил рассматривать рисованные серии Бидструпа и возвращался к ним снова и снова. "Я не коммунист, - пишет Вадим. - Я ненавижу коммунизм. Но я люблю Бидструпа. Не может быть? Смотрите сами".

Автор собрал на своем сайте более четырехсот рисунков и карикатур. А ведь каждый экземпляр в свою очередь состоит из нескольких рисунков, составляющих вместе целый рассказ без слов. Создатель интернетовской страницы классифицировал их по нескольким темам: "Дети" (заметьте, я рекомендовал вам взять с собой в нынешнюю прогулку детей не только из-за этого раздела), "Мужчины и женщины" (тут-то как раз встречаются сюжеты довольно смелые с точки зрения воспитания подрастающего поколения, но я думаю, вы не растите ханжей и обсуждаете со своими детьми все жизненные темы), "Отдых и развлечения", "Шутки", "Армия", "Дом и сад", "Животные", "Темпераменты", "Спорт", "Творчество", "Наброски". Классификация, скажем прямо, не очень строгая, но, в конце концов, перед нами не научное исследование. Автор готов принять критические замечания по этому поводу.

Между прочим, тут есть еще и раздел "Политики и общество". Просматривая его содержимое, вы обнаружите, что автор, несмотря на свои марксистские взгляды, не склонен идеализировать одних и чернить других. И некоторые его сюжеты 1950-х годов и сегодня смотрятся вполне актуально. Вот, например, рисованный рассказ "Как помочь развивающимся странам". Некий западный деятель является к некоему явно восточному шейху в чалме. Тот показывает визитеру бедных, тощих жителей своей страны, просящих подаяние у лачуги, сложенной из рекламных щитов. Далее деятель организует сбор пожертвований уже у себя на родине. А в конце все собранные деньги... ссыпаются у ног чалмоносного владыки. Вам это ничего не напоминает?

А вот замечательная история "Гуманизм". На мальчика нападает огромный пес. Женщина видит, что чудовище сейчас загрызет малыша, и в ужасе отворачивается, закрыв глаза и заткнув уши. HumanismА открыв их, обнаруживает, что мальчик оказался мал, да удал: сумел убить опасное животное. Убить?! Дама в гневе отчитывает юного героя (видимо, за "несбалансированную реакцию", не правда ли?) и причитает над "бедным песиком", ставшим жертвой справедливой борьбы за место под солнцем.

Борьба за мир требует "болезненных уступок", говорите вы? Посмотрите историю о том, как вся семья пытается утихомирить раскапризничавшегося ребенка, у которого папа отнял часы и молоток - чадо пыталось разбить первые с помощью второго. Мир восстанавливается только после того, как юному террористу возвращают вожделенные предметы, и он наконец часы разбивает...

Вообще Бидструп смотрит на жизнь философски. Об этом, например, свидетельствует "сериал" под названием "Жизненное пространство". Из которого становится ясно, что вся жизнь человека проходит за решеткой. Просто сначала это прутья кроватки или манежика, потом забор соседского сада или родной школы, прутья клетки обезьяны (художник предлагает нам взглянуть, так сказать, с противоположной точки зрения), заборы из женских ножек на пляже и из свадебных свечей на торжестве бракосочетания, решетка кассы. Решетка тюремной камеры выглядит в этом ряду вполне логично и естественно.

А вот "Зеркало" - история женщины в отражениях. От веселой физиономии, едва дотянувшейся до зеркала до... дырки, оставленной рассерженной хозяйкой, которой зеркало, видимо, уж слишком нагло заявило, что не она "на свете всех белее, всех румяней и милее"...

Weak SexО, этот "Слабый пол", говорит художник (см. рисунки под этим названием в разделе "Мужчины и женщины"). Не задавайся, мужчина, она все равно вскружит тебе голову, и ты, такой большой и сильный, окажешься всего лишь колечком на ее очаровательном пальчике...

Впрочем, не надо думать, что страшнее женщин зверя нет. Нас подстерегает гораздо большая опасность. О ней - рисованная история "Человек и бюрократия". Чем больше кабинетов проходит ее герой, тем меньше и меньше он становится. Очередь на одном из этих рисунков живо напомнила мне иерусалимский "мисрад ха-пним", где, отстояв пару часов, я выяснил, что подпись, ради которой я стоял, мне вовсе не нужна! Но это еще ничего. Вот нашего героя некий чиновник вообще в конце прихлопывает печатью с надписью "Аннулирован".

Однако не все так грустно. Если вы не убеждены в этом, то посмотрите, например, серию "Холерик и флегматик" в разделе "Темпераменты". И учитесь жить у флегматика, невозмутимо продолжающего свое дело после того, как холерик, видимо, хотевший получить все немедленно и за один раз, лопнул от неуемной энергии.

Пора остановиться, а то я взялся за неблагодарное дело "пересказывать обед". Лучше один раз увидеть на страничке в Интернете, чем сто раз прочесть на этой печатной странице. Адрес у вас есть, остальное добывается так: кликаете по картинке, расположившейся под фотографией художника, и выходите на нужный адрес. Далее выбирайте название из списка - и вперед! К счастью, почти все ссылки работают нормально, я наткнулся только на один "прокол", когда мне было выдано сообщение об отсутствии запрашиваемой страницы. Наверное, потому, что речь шла о серии под названием "Читатели книги". Чукча не читатель, чукча - смотритель!

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2002 Victor Licht & Assia Scherbak