New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



27.05.2004 - Гнесины

Случилось так, что основы профессионального музыкального образования в России заложили... евреи. Господа русские патриоты, не обижайтесь! Вот вам факты.

Пианист, дирижер и композитор Антон Рубинштейн основал первую в стране консерваторию, Петербургскую. Его младший брат, пианист и дирижер Николай Рубинштейн, четыре года спустя открыл и возглавил консерваторию в Москве. Но даже на фоне грандиозного вклада братьев Рубинштейн в дело музыкального образования России впечатляет тот след, который оставила в этой области семья Гнесиных.

Дети ростовского казенного раввина основали музыкальную школу и Народную консерваторию в родном городе, музыкальное училище в Москве, вокруг которого вырос целый учебный комбинат, включающий Музыкально-педагогический институт (именуемый ныне Академией музыки), музыкальную школу-семилетку и специальную школу-десятилетку для особо одаренных детей. И все эти учебные заведения по праву носят имя Гнесиных.

А вспомнил я об этом потому, что 30 мая исполняется 130 лет со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной (1874-1967). Воспользуемся этим поводом, чтобы посмотреть, что о ней и о ее семье сообщает всезнающий Интернет. Конечно, "всезнающий" - это преувеличение. Хотя некоторые люди, порой обращающиеся ко мне с просьбами поискать для них ту или другую информацию, убеждены, что в Интернете можно найти все. И очень удивляются, когда я их разубеждаю. Но вот как раз о Гнесиных сведений в Сети не так уж мало.

Наиболее краткие, но зато энциклопедически сконцентрированные данные можно найти в знакомом нам сетевом справочнике "Кругосвет", если ввести в поисковое окошко "Гнесины". На странице с таким названием перечислены наиболее знаменитые пять сестер и один из братьев Гнесиных. К сожалению, годы рождения некоторых из них "Кругосвет", всегда довольно корректный, называет неправильно! Правда, неточности в датах я обнаружил и в таком авторитетном, казалось бы, издании, как печатный "Музыкальный энциклопедический словарь", выпущенный в Москве.

Где можно найти наиболее точные, на мой взгляд, даты, скажу ниже. А пока напомню, что три сестры, пианистки Евгения (1870-1940), вышеупомянутая Елена и Мария (1876-1918), в отличие от чеховских, не твердили вяло "в Москву, в Москву", а таки отправились учиться в Московскую консерваторию. Как раз они и основали в 1895 году музыкальное училище. В 1925 году оно стало музыкальным техникумом, в 1936-м снова было переименовано в училище.

Четвертая сестра, скрипачка Елизавета Фабиановна (1879-1953) окончив Московскую консерваторию у знаменитого чеха И. В. Гржимали (его все российские скрипачи знают по этюдам, мимо которых не прошел в процессе обучения ни один из них), она преподавала в "семейном" училище, вела классы скрипки, теории и сольфеджио, руководила оркестром. Когда в 1944 году был основан институт, она стала преподавать скрипку и в нем. Единственная из сестер, она имела детей. Музыкальные данные ее старшего сына, Шурика, очаровательного ребенка, многие считали гениальными. Он обладал прекрасной памятью, к восьми годам не только играл, но и сочинял. Увы, в этом возрасте его жизнь оборвалась - он умер от дифтерита. Второй ее сын, Фабий Евгеньевич Витачек (1910-1983), названный в честь деда по матери, стал единственным музыкантом в следующем поколении семьи. Одаренный композитор, он оставил значительное наследие, много лет преподавал в гнесинских учебных заведениях, был профессором института. А мужа Елизаветы Фабиановны, Евгения Францевича Витачека (1880-1946), называли "русским Страдивари". На инструментах этого замечательного скрипичного мастера и сегодня играют. Он многие годы возглавлял Государственную коллекцию, где хранились и реставрировались ценнейшие старинные смычковые инструменты.

Впрочем, этих сведений вы в "Кругосвете" уже не найдете. На упомянутой странице есть только данные, касающиеся пятой сестры, пианистки Ольги (1881-1963), получившей музыкальное образование в училище своих старших сестер и преподававшей там же, а также в обеих гнесинских школах, и сведения о Михаиле Фабиановиче Гнесине (1883-1957), композиторе, ученике Римского-Корсакова, Лядова и Глазунова, учителе Арама Хачатуряна и Тихона Хренникова. К нему мы сегодня еще вернемся.

А сейчас перехожу к странице, на которой можно найти наиболее полные и, как мне кажется, достоверные сведения о замечательной семье. Это большая статья под названием "Имени Гнесиных. Музыкальное образование России как семейная миссия", опубликованная в журнале "Лицейское и гимназическое образование" (№ 3, 2002 год) и доступная на сайте журнала (имени автора статьи я не нашел).

Тут довольно обстоятельно рассказывается о тех семи детях Фабиана Осиповича и Беллы Исаевны Гнесиных, которые стали музыкантами (только два самых старших брата избрали профессии, далекие от музыки). Вы отыщете тут немало колоритных подробностей.

Например, воспоминание 90-летней Елены Фабиановны о том, "как, мчась по лестнице (она любила съезжать по перилам), она наскочила на какого-то пожилого господина, а посмотрев на него, остолбенела - это был Чайковский! "Он, улыбаясь, протирал свое пенсне, а я опрометью убежала!" - рассказывала она". В этом эпизоде меня, правда, смутила одна деталь: я не встречал ни одной фотографии Петра Ильича в пенсне!

Кстати, другой Чайковский, Борис Александрович, замечательный композитор, о котором я как-нибудь расскажу особо, однажды, когда мы с ним разговорились вдруг о смерти (поводом послужили стихотворения Блока "Похоронят, зароют глубоко" и Цветаевой "Веселись, душа, пей и ешь", звучащие в третьей и четвертой частях его небольшой кантаты "Знаки Зодиака"), вспомнил, как навестил в больнице Елену Фабиановну, у которой когда-то занимался в училище по классу фортепиано.

- С бестактностью молодого человека я внезапно спросил у нее, - рассказывал он, - не боится ли она смерти. "Нет, - ответила Елена Фабиановна. - Я свою земную миссию выполнила".

В юности она, как и ее старшая сестра, Евгения, училась у Василия Ильича Сафонова, а позже занималась у знаменитого итальянского пианиста и композитора Феруччио Бузони, который, проработав год в России, предлагал ей уехать вместе с ним за границу. Елена начинала свою карьеру как концертирующая пианистка, выступала в ансамбле с блистательными певцами Собиновым и Хохловым, но предпочла быть педагогом. Забавно, что ее 75-летней (!) педагогической карьере предшествовали слова Николая Сергеевича Зверева, учителя Зилоти, Рахманинова, Скрябина и Игумнова: "Ты такой вертопрах, куда тебе уроки давать!"

Сестры, имевшие четырех братьев, называли Елену единственным мужчиной в семье! Она почти десять лет была директором "семейного" института (1944-1953), вникала во все его дела, воевала, причем часто довольно успешно, с партийно-советским начальством, до конца жизни оставалась художественным руководителем института, при этом успевала еще сочинять пьесы для детей (последние были написаны ею в 92 года). У нее учились пианист Лев Оборин и композитор Арно Бабаджанян, дирижеры Евгений Светланов и Геннадий Рождественский. В возглавляемом ею институте в разные годы находили прибежище опальные музыканты, изгнанные из Московской консерватории или не допущенные в нее. Например, тут работала выдающаяся пианистка Мария Вениаминовна Юдина.

Необычна судьба самого младшего из братьев Гнесиных, Григория Фабиановича (1884-1938), глядя на которого актриса Зинаида Райх, жена Всеволода Мейерхольда, хорошо знавшая всех Гнесиных, удивлялась: "Как это в таком благовоспитанном семействе мог оказаться такой авантюрист". Его профессиональному музыкальному образованию помешало активное участие в революционных событиях 1905 года. Его сослали сначала в Вологодскую область, затем в Финляндию. "Позднее авантюрный дух привел этого бродячего певца в Италию - страну его мечты. По следам пребывания в Италии была написана чудесная книга романтических новелл "Воспоминания бродячего певца". В Петербурге-Ленинграде, где младший Гнесин прожил до конца жизни, он работал как актер, певец, переводчик, стал автором детских и музыкальных радиопередач". Советская власть отблагодарила бывшего революционера по своему обычаю: в 1937 году он был арестован и расстрелян...

Как ни обстоятельна эта статья о Гнесиных, она не исчерпывает всей информации об удивительном семействе. Дополнительные подробности мы найдем на официальном сайте детища Гнесиных - Государственного музыкального училища, носящего их имя.

Загляните в раздел "История" (меню слева), подпункт "Полный вариант". Из открываемого этой ссылкой развернутого очерка мы узнаем, что у Фабиана Осиповича и Беллы Исаевны вообще-то было 12 детей, но трое из них умерли в младенчестве. Оказывается, отец горячо любил музыку, а мать была яркой певицей и даже училась в молодости у польского композитора Станислава Монюшко.

Узнаем мы и то, что "после окончания консерватории сестры (имеются в виду старшие, Евгения и Елена. - В. Л.) были организаторами музыкальных собраний, где звучала камерная музыка, обсуждались новые литературные и музыкальные произведения. Участниками их был А. Гречанинов и Вас. Калинников, Э. Розенов и И. Протопопов, Н. Метнер и А. Гольденвейзер. Все члены семьи Гнесиных славились необычайным гостеприимством, и в небольшой деревянный домик на Арбате, где тогда жило семейство Гнесиных, с радостью приходила молодежь. Когда на артистические вечеринки собирались музыканты, Елена Фабиановна готовила прекрасные глинтвейны и пироги".

Подробнейшим образом излагается и история самого училища, давшего России и миру немало известных музыкантов. Фотографии многих из них, как индивидуальные, так и групповые, часто в компании с их учителями, вы найдете тут же. Можно увидеть здесь и запечатленные на фото здания, где в разные годы размещалось училище, и его залы. Изображения маленькие, но разглядеть все вполне можно.

В заключение скажу немного о Михаиле Фабиановиче Гнесине. Воспитанник русской композиторской школы, творивший в ее традициях, он никогда не забывал о своем еврейском происхождении. Не случайно, он считается одним из зачинателей профессиональной еврейской композиторской школы в России. Из краткой биографической справки, опубликованной на многих сайтах (см., например, посвященную Гнесину страницу на сайте "Sem40", мы узнаем, что в 1914 и 1922 годах он побывал в Эрец-Исраэль, знакомясь с религиозным и светским музыкальным фольклором еврейских общин, что повлияло на его композиторское творчество. Еврейская тематика занимает у него всегда особое место. Тут и опера-поэма "Юность Авраама", и сюита из музыки к пьесе Гоголя "Ревизор" - "Еврейский оркестр на балу у городничего", и симфоническая фантазия (1919), и Вариации на еврейскую тему для струнного квартета (1916), и "Страницы из Песни Песней" (1919), и "Пляски галилейских рабочих" для оркестра (1923), и вокальный цикл "Повесть о рыжем Мотеле" (1929), и Элегия-пастораль памяти еврейского поэта О. Шварцмана для фортепианного трио (1940)...

Дополнительные сведения о еврейском начале в творчестве Гнесина можно почерпнуть на странице "Международной еврейской газеты" (МЕГ) со статьей Ларисы Белой, озаглавленной "Если не горят партитуры...".

Маленькая поправка. Госпожа Белая пишет: "Уйдя оттуда (из Музыкально-педагогического института, носящего имя его семьи, где он возглавлял кафедру композиции. - В. Л.) в "антикосмополитическом" 1951-м..." "Антикосмополитические", то бишь антиеврейские годы начались раньше, а Гнесин ушел с работы, бывшей делом жизни его и его сестер, не сам. Его "ушли", а всегда такая энергичная Елена Фабиановна посчитала неэтичным защищать брата...

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak