New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



06.08.2004 - Русский авангард

Куда сегодня нас позовет письмо читателя, вернее, читательницы? Вот оно: «Я предлагаю вам посетить сайт, созданный израильской художницей (ныне покойной) Таней Кофьян и ее дочерью Верой Кофьян. На сайте вы найдете картины самой Тани, а главное картины, собранные ею, для того чтобы некоторые из имен не пропали вообще. Таня была невероятным эрудитом в области искусства и литературы».

Речь идет о сайте «Галерея русского авангарда», или «Течения в русском искусстве 1900-х - 1950-х годов». Второе название представляется мне несколько более справедливым, хотя в заголовок своей статьи я и вынес определение из первого. Сделал это просто для краткости, которая обязательна для заглавий, но, увы, не всегда сестра не только таланта, но и простой ясности. Далеко не всех художников, сведения о которых и произведения которых собрала Татьяна Кофьян (я буду называть ее так, как она представилась на сайте), можно безоговорочно отнести к «авангарду». Да и само понятие чересчур расплывчато. Многие мастера, представленные тут, знамениты, а художественные течения - прославленны. Но мы должны быть благодарны создательнице сайта за то, что она, во-первых, собрала вместе примеры, а значит, способствовала пониманию такого пестрого, но талантливого явления, как русское изобразительное искусство начала прошлого века. А во-вторых, вместе со знаменитыми представила и менее замеченных их собратьев. Слава - штука прихотливая, и в лучи ее прожекторов не всегда попадают все те, кто того заслуживает.

Для чисто русскоязычных читателей моих заметок сайт этот имеет один крупный недостаток: он целиком и полностью написан на английском. Создательницы его, как вы поняли, уже нет в живых. Как сообщает на странице What's New («Что нового») ее дочь Вера, Татьяна Кофьян скончалась 23 ноября прошлого года. Дочь, которая активно помогала матери в строительстве этого сайта, обещает не бросать начатое дело. Пожелаем ей сил, моральных и физических, чтобы все задуманное осуществилось. И надеюсь, одной из ближайших акций станет создание русскоязычного варианта сайта. Это очень важно. Во-первых, материалы изначально писались все-таки по-русски (значит, и обратный их перевод не потребуется). Во-вторых, речь идет именно о русском искусстве. И хотя я понимаю, что обращение к английскому языку было продиктовано желанием приобрести как можно более широкую аудиторию по всему свету, но русскоязычных читателей сейчас немало везде. Я это вижу, отслеживая хотя бы читательский состав моего Интернет-сайта и находя среди его посетителей людей от Северной Америки до Филиппин и Австралии. Об Израиле, где с 1979 года живет семья Татьяны Кофьян, я уж и не говорю.

Кстати, семья эта замечательная. Сведения о ней вы найдете, заглянув на страницу About the Author. Во-первых, обязательно прочтите биографию самой Татьяны в соответствующей части этой страницы. Татьяна родилась в 1941 году в Ленинграде, училась в Институте искусств, а позже окончила Академию художеств. (Тут я, правда, боюсь переврать названия учебных заведений, ибо перевожу их обратно с английского. Что иногда получается в подобных случаях, известно всем.) Жаль, что Татьяна ничего не написала о том, где она, ленинградка, провела военные годы, надеюсь, что Вера со временем восполнит этот пробел.

А вот русский авангард Татьяна открыла для себя, побывав с однокурсниками в запасниках Русского музея в родном городе, где от глаз чересчур любопытных советских людей были укрыты настоящие шедевры - произведения Шагала, Петрова-Водкина, Филонова и других художников. Позже она столкнулась с некоторыми еще живыми мастерами того времени, в частности с учениками Малевича.

Дополнительные сведения о семье Кофьян-Розенцвейг (вторая фамилия принадлежит мужу Татьяны) - здесь же, в разделе Acknowledgements («Благодарности»). Ибо без их помощи сайта бы просто не было. Даже то, что малолетний сын проявил сознательность и уступал маме свою комнату и свой компьютер, сыграло немаловажную роль в появлении того, что мы сейчас видим. Александр, брат Татьяны, живущий в Москве, доставал и пересылал ей альбомы по искусству, порой тяжелые. Тяжелые - ладно, могу себе представить, какие были иногда объяснения с таможенниками...

На той же странице находятся работы самой Татьяны.

Из этого раздела я также узнал, что помощь в создании этого сайта оказали Ольга Матаева и Анна Левинзон. О первой из них, создательнице сайта «Галерея Ольги», я когда-то писал. Со второй, менеджером по сайтостроению и специалистом по коммерческой раскрутке этих самых сайтов, однажды пообщался на профессиональные, так сказать, темы, но без какой-либо пользы для себя (не коммерческий я человек, что уж тут поделаешь). Сейчас же, встретив это упоминание, мне было приятно убедиться, что «Галерея Ольги» по-прежнему живет и действует. И уж раз пришлось к слову: Анна подтвердила мою тогдашнюю догадку, что Матаевы - горские евреи, живущие в Израиле...

Однако вернемся к сайту Татьяны Кофьян. Слева, на специальной полосе, вы видите меню. Начинается все, если не считать служебных, так сказать, страниц, со вступления (Introduction), что еще Пушкин считал данью классицизму, а не авангарду (впрочем, последнее слово ему, наверное, было известно только в качестве армейского термина). Татьяна, в частности, упоминает в этом введении, что представителей русского художественного авангарда долгое время было принято считать в СССР чуть ли не шарлатанами. Впрочем, времена те отнюдь не ушли в прошлое. Я сам слышал, как народный художник СССР Илья Глазунов, мастер далеко не бездарный, но несколько однообразный, уверял аудиторию в том, что Шагал не умеет рисовать. Так вот Татьяна особо отмечает, что многие из русских художников того времени были не только блестящими рисовальщиками и колористами, но и широко образованными людьми.

На странице с введением есть ссылка List of Artists, где вы найдете список всех художников, чьи произведения, как и сведения о них, фигурируют на сайте.

Сразу после «Вступления» в меню идет пункт The World of Art. Думаю, что даже людям, английского языка не знающим, знакомы слова из этой фразы, означающей объединение русских художников, получившее название «Мир искусства». Когда вы щелкаете по пункту меню, в левой, широкой колонке раскрывается статья, а в самом меню - список художников, принадлежавших к данному направлению. Прикасаясь указателем мыши к одному из имен, вы перемещаетесь в то место статьи, где оно упомянуто.

Итак, мы сейчас на странице «Мир искусства». Объединение это сложилось в Петербурге к концу 1890-х годов на основе дружеского кружка, который составили десятилетием раньше выпускники частной гимназии К. И. Мая, не только художники. Первоначально это были А. Н. Бенуа, В. Ф. Нувель и Д. В. Философов, затем к ним примкнули Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов и наконец С. П. Дягилев, который, как известно, как раз и был не художником, а антрепренером, но фактически возглавил кружок.

Каждое имя в меню - еще и ссылка на другую страницу. Давайте щелкнем по Alexandre Benois. В самом начале раскрывшейся в основной колонке страницы приведены даты жизни художника (родился в 1870 году в Санкт-Петербурге, умер в 1960-м в Париже), основные его специальности - художник, график, создатель театральных декораций, историк и критик в области искусства. Ниже - ссылки на разделы этой страницы - живописные и графические работы, иллюстрации, театральные работы, биография.

Каждая картина дана здесь в виде небольшого ярлыка. Под ним мы видим название произведения, а также его «паспортные данные»: техника, в которой выполнена работа, размеры, а также названо место, где хранится оригинал. Если щелкнуть по ярлыку, картина раскроется, и вы увидите ее в масштабе, позволяющем если не рассматривать детали, то хорошо представить себе целое. Причем качество сканирования везде вполне приличное.

Обратите внимание: картина открывается в том же окошке браузера. Со страниц, на которых вы в подобных случаях находитесь, можно вернуться на основную страницу сайта (ссылка Home) или на страницу, посвященную данному художнику (Back to artist), а можно и продвинуться прямо к следующей картине. Для этого существует ссылка Next.

Все биографии художников сравнительно краткие, такие, какие приводятся обычно в энциклопедиях.

По этому принципу построены и другие разделы сайта, названия которых в меню соответствуют названиям художественных течений и групп - «Голубая роза», UNOVIS - Affirmers of the New Art и другие.

Но есть и разделы, целиком посвященные одному мастеру, не принадлежавшему к какой-либо группе. Например, Василию Кандинскому, Казимиру Малевичу, Павлу Филонову... Филоновское собрание тут впечатляет - от раннего холста «Маленький домик в Москве» 1894 года (нетрудно посчитать, что оно создано 11-летним художником!) до «Иконописных ликов», созданных в 1940 году 57-летним опальным мастером за год до смерти...

Зайдя на страницу Thirteen («Тринадцать»), я обнаружил две вещи. Во-первых, оказывается, некоторые разделы, и этот в частности, - under construction, то есть только запланированы. Во-вторых, меню в разделах, хотя и выглядит так же, как и на основной странице, но не всегда и во всем совпадает с ним. Например, именно тут я нашел ссылку Architecture («Архитектура»), которая, почему-то приводит на страницу Official Art («Официальное искусство»). Этот раздел, кстати, был обещан во введении, но его следы отыскались лишь таким странным образом. Однако самого раздела пока тоже нет...

Будь жив автор сайта, обещание, что вскоре раздел появится, наверняка было бы выполнено. Сейчас трудно сказать, как пойдет дело. Но уже и того, что есть достаточно, чтобы любители искусства, причастные к Интернету, сохранили благодарную память об израильской художнице Татьяне Кофьян.

Небольшое послесловие. Уже когда материал этот был написан, я узнал от коллег, что Татьяна Кофьян когда-то работала в «Вестях». И все, кто застал ее тут, поминают ее добром. Светлый был человек!

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak