New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов

Дом Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества «Корчак»


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



05.05.2005 - Для тех, кто любит не виртуально

У всякой медали, как известно, есть оборотная сторона. Вот и доступность информации в Интернете порождает у людей ощущение, что все делается само собой. И платить за это не надо, с какой стати? Достаточно того, что мы платим провайдерам и компаниям, которые обеспечивают связь с этими самыми провайдерами. Отсюда и невольное желание все получать "за так" и по потребностям, как при коммунизме. Вот только кушать бесплатно никто не дает, в том числе и тем, кто выкладывает свои продукты в Интернете. Понятно поэтому, что и они хотят хоть что-нибудь заработать. Но меня забрасывают письмами: где бесплатно найти то и это? Особенным спросом пользуются музыкальные записи. И на фоне почти всеобщего желания иметь их "на халяву" (ни в кого камни бросать не собираюсь, сам грешен) приятно встретить на просторах все той же Всемирной сети людей, которые готовы выкраивать свои кровные для создания аудиоколлекций. Например, собраний CD с записями классической музыки. Именно для таких энтузиастов создан сайт, на который я вас сегодня приглашаю. Называется он "Классическая музыка на компакт-дисках".

Для начала, как водится, заглянем на страницу "О проекте".

"Если вы когда-нибудь заходили в крупный музыкальный магазин (особенно за границей), - пишет главный редактор путеводителя "Классическая музыка на компакт-дисках" Сергей (СН), - вас не могло не поразить обилие компакт-дисков в отделе классики. Большинство сколько-нибудь значительных произведений представлено, как правило, в нескольких исполнениях. Немудрено растеряться от такого изобилия".

Здесь требуется уточнение. "За границей" в данном случае означает "за пределами России". Ибо сайт создан в России и прежде всего для российских меломанов. Я же, как и мои израильские читатели, нахожусь за пределами этих рубежей, поэтому кое-что придется читать с поправкой на нашу действительность. Например, каталоги, о которых Сергей пишет как об экзотике, в наших магазинах имеются обязательно (думаю, что есть они теперь кое-где и в самой России). И система заказов по каталогам у нас работает не "худо-бедно", а четко и бесперебойно. И все-таки, как мы увидим, пособие по выбору компакт-дисков, пусть и приближенное к реалиям российского, а не израильского рынка, может оказаться не лишним и для нас.

Думаю, что не только неофитам в области коллекционирования классической музыки на пластинках и CD есть смысл познакомиться со страницей "Коллекционирование классических записей: руководство для начинающих". Потому что в приведенной здесь статье Дэвида Гурвица в переводе Екатерины Алленовой (для тех, кто предпочитает английский оригинал, дана ссылка на сайт, где он находится) довольно обстоятельно изложена история появления CD-индустрии и связанных с этим проблем. Наверное, и коллекционеру со стажем полезно ознакомиться с правилами, предложенными Дэвидом Гурвицем. Даже если он дошел до всего этого сам, ему будет приятно узнать, что он не одинок в этом мире, хотя, быть может, придется расстаться с гордостью первооткрывателя. Например, филофонисты прекрасно знают правила первое и второе, что нет никакой прямой связи между стоимостью диска и качеством исполнения или качеством звукозаписи. И поэтому не обязательно гоняться за самыми дорогими дисками, подвергая себя и свою семью риску банкротства на почве нашей любви к классической музыки (дополнительную цену мы обычно платим за антураж, в который входит, между прочим, такая немаловажная для истинного коллекционера вещь, как качественный буклет).

Хочу полностью процитировать пояснение к правилу четвертому - "Это требует времени", хотя пояснение это длинное и тоже потребует времени для чтения (тренируйтесь!):

"Обратная сторона удовольствия от классической музыки - не то, что это сложно или непонятно (хотя некоторая музыка действительно такова), а скорее то, что это долго. Музыка крупных форм, вроде симфонии или концерта, похожа на популярную песенку как собор на бревенчатую избушку. Она не обязательно лучше, но всегда больше. Индустрия классической музыки никогда откровенно не признавалась в этом факте, никогда честно не пыталась убедить слушателей, что ничего плохого не произойдет, если вы проведете замечательный час времени, только слушая музыку. Вместо этого производители альбомов используют тактику замалчивания, предлагая собрания фрагментов и отрывков, которые занимают внимание большинства слушателей всего на пять минут. Это в свою очередь создает впечатление, что полные произведения (и значительное большинство существующих записей) существуют только для специалистов или людей, обладающих такой же степенью сосредоточенности, какой наделены разве что великие шахматные чемпионы. Чепуха! Если вы пожелаете потратить время, музыка будет занимать вас столько времени, сколько вы пожелаете слушать. Это просто. Поэтому слушайте каждую новую запись несколько раз, ведь чем лучше вы знаете музыку, тем лучше она звучит для вас. И не бойтесь дублировать репертуар. Для этого-то и существует коллекционирование классических записей. Собор не выглядит одинаково на закате и в полдень. Разные интерпретации - пространство, в котором музыка живет".

На сайте имеется еще одна интересная статья Дэвида Гурвица (на сей раз в переводе Сергея Чижика) - "Семь стадий в жизни настоящего коллекционера классических записей". Прочтите ее обязательно. И тогда, быть может, вы минуете несколько стадий, чтобы добраться до седьмой, самой зрелой, когда "вы понимаете, что нет необходимости иметь 50 комплектов Бетховена, 46 из которых вы не слушаете, коль скоро можно быть не менее счастливым с двадцатью, 16 из которых вы никогда не поставите в проигрыватель. Полное собрание музыки для фисгармонии Зигфрида Карг-Элерта, цикл малеровских симфоний с какими-то болгарами, 20 или 30 сборников григорианского хорала, шесть вариантов одной и той же исторической записи, изданной на шести различных лейблах при незначительно различающемся (ужасном) звуковом качестве, ваш заветный 12-дисковый комплект, содержащий пиратскую запись "легендарных" концертов Святослава Рихтера в тюрьме Шпандау, множество барочных опер, о которых вы не помните ничего, кроме факта, что все они кажутся похожими друг на друга, - все это идет прямиком в комиссионку, откуда, как потерянные зонтики, будет возвращено в оборот, чтобы питать следующее поколение коллекционеров".

А чтобы быстрее дойти до этой стадии, воспользуйтесь правилом третьим из предыдущей статьи - читайте рецензии. Тем более что они на сайте тоже имеются в соответствующем разделе (меню расположено слева на главной странице и наверху - на последующих). И еще читайте сообщения "Новые диски", где представлено, если верить создателям сайта, "лучшее из вышедшего в последнее время".

Усовершенствовать свою коллекционерскую квалификацию может помочь и раздел "От А до Я. Композиторы, избранные произведения, рекомендуемые компакт-диски". Алфавитный список композиторов тут хоть и большой, но не исчерпывающий, разумеется. К тому же, значительная часть имен пока (я так думаю, что пока, сайт ведь пополняется!) не является ссылками. Однако те, что уже оприходованы, как правило, содержат краткую, но в своем роде достаточно исчерпывающую биографическую справку, ссылку на страницу со списком сочинений (тоже "кратким", то есть не стопроцентно полным), а также на страницу с рекомендуемыми записями этих самых сочинений, распределенными по жанрам, а внутри жанровых рубрик - еще и, зачастую, по годам. Некоторые описания ограничиваются паспортной информацией по самому диску или набору таковых, другие же сопровождаются комментариями авторов сайта. Тут, в общем-то, можно составить представление о том, какие исполнительские варианты сейчас имеются на рынке. Например, "Музыкальное приношение" Баха представлено четырьмя записями разных музыкантов, как и его же "Искусство фуги".

Весьма любопытен раздел "Пестрые листки". Часть его тоже составляют рецензии, но несколько более обзорного плана. Но есть тут и чисто справочная информация, которая может оказаться полезной меломану, собирающему диски. Скажем, я не раз сталкивался с тем, что русскоязычные люди знают название тональностей кроме родного языка только по-немецки, ибо именно ими пользовались в советских музыкальных школах. И становятся в тупик, когда встречаются с тональным обозначением, например, по-французски. Таким людям пригодится страница "H-moll, B minor или си минор?", где названия тональностей даны параллельно на русском и на четырех основных европейских языках.

Столь же ценной для некоторых может оказаться страница "Как это по-итальянски?". Здесь названия музыкальных инструментов, которые мы тоже часто встречаем на обложках компакт-дисков, даны не только на русском и итальянском, но и на немецком, французском и английском языках.

А вот страница для любителей собирать и сравнивать исполнительские варианты - "Симфонии Бетховена - немного цифири". По ней можно проследить, как различается время звучаний этих самых симфоний у различных дирижеров. Скажем, 3-я. "Героическая", симфония у Вильгельма Фуртвенглера в записи 1954 года длится почти 53 минуты, а у Николауса Арнонкура в записи 1990 года - всего 47 с половиной минуту. "Ускорение", - с удовлетворением сказал бы Михаил Сергеевич Горбачев, который в те же годы никак не мог добиться этого самого ускорения в родной стране. "И перестройка", - на радость ему же добавлю я, потому что, подозреваю, что исполнители у Арнонкура играют на аутентичных инструментах, строй которых несколько ниже, чем у инструментов, настроенных по канонам новейшего времени. Но вот Караян, записывая 5-ю симфонию в 1960 году (31 минута), умудрился перегнать того же Арнонкура, сделавшего это в 1990-м (36 минут), причем, в основном, за счет более бодрого финала...

Если вы не поверили сразу Дэвиду Гурвицу в вопросе о ценах на компакт-диски, почитайте статью СН "Вчера по три - но маленькие, а сегодня по пять - но большие. Но по пять..." И вы еще раз убедитесь, что не все так просто в этом мире. И что американский бизнесмен, которому Жванецкий читал свой популярнейший монолог о раках, был совсем не прав, уверяя, будто в западном мире все подчиняется закону спроса-предложения. Во всяком случае, когда дело касается не раков, а компакт-дисков.

И обязательно побывайте в разделе "Ссылки". Потому что с его помощью вы найдете кое-какие ресурсы, позволяющие оценить все сказанное о классических CD не только на глаз, но и на вкус, то есть, простите, на слух.

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak
Google
WWW webprogulki