New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



15.05.2003 - Ораниенбаум

За последнее время я написал столько "слов о словах", что ощущаю необходимость передохнуть и заняться снова собственно прогулками. А тут кстати появилась заявка от читательницы: "Меня очень заинтересовали ваши прогулки по Павловску, Гатчине и Петергофу. Но это ведь не все пригороды Санкт-Петербурга. Мне кажется, что вам тоже могло бы быть интересно завершить свою коллекцию и поискать для этой цели еще парочку хороших сайтов". И адреса даны. Только не сайтов, а мест под Петербургом: Царское Село и Ораниенбаум.

Ну, о Царском Селе в Интернете я как раз немного писал, желающие могут заглянуть в статью "Санкт-Петербург и окрестности". Ораниенбаум же обошел стороной. Туда мы сегодня свои виртуальные стопы и направим. Правда, специального сайта, посвященного исключительно этому месту, я не нашел, поэтому придется побродить по разным страницам.

Virtual PeterburgНачнем с той, которая расположена на сайте "Виртуальный Петербург" (или "Исторический Петербург"). Он и сам по себе интересен. Я его уже как-то упоминал, так что только напомню, что в меню, расположенном слева, есть пункты "История города" (пока имеется в виду именно Петербург, а не цель нашей нынешней прогулки), "Виды", "Дворцы", "Храмы и соборы", "Мосты", "Ограды", "По рекам и каналам", "Музеи". Есть тут и пригороды. В некоторых из них мы уже были, в других со временем побываем. А сегодня наша цель - Ораниенбаум.

Но где же он? Такого названия в списке нет. Правильно, зато есть Ломоносов - так с 1948 года называется расположенный на южном берегу Финского залива, в 40 километрах от Петербурга, город, где находится, цитирую, "один из первых по времени постройки дворцово-парковых ансамблей XVIII века, известный своими архитектурными памятниками высокой художественной и исторической ценности". Между прочим, из всех чохом упомянутых тут памятников этот сохранился лучше других, так как ораниенбаумский "пятачок", благодаря солдатскому мужеству и чуду, не попал в руки фашистов.

LomonosovА почему же все-таки Ломоносов? Иначе говоря, почему город переименовали и почему назвали именно этим именем? Кампания борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом, в результате которой, в частности, французские булочки стали называться городскими, а Коктебель - Планерским, началась чуть позже, в 1949-м. Но, видимо, те, кто решил переименовать почти все петербургские пригороды, что-то такое почувствовали в самом тогдашнем воздухе. Впрочем, не исключаю и определенную идиосинкразию на немецкие названия, вполне естественную после совсем недавно закончившейся войны, после еще живо помнившейся блокады, после всего того, что люди увидели там, где еще недавно восхищали взор парки и дворцы...

Sculpture in the park, XVIII centuryА именем Ломоносова, как сказано здесь, в исторической справке, город стал называться "в память о том, что поблизости находилось имение Усть-Рудицы, принадлежавшее ученому, где он устроил экспериментальные смальтоварочные мастерские, которые, в частности, снабжали смальтой и строившийся в Ораниенбауме Китайский дворец". Потому же сейчас гостей города встречает прямо около вокзала бюст Ломоносова, а на выступе пьедестала этого памятника - фигура мальчика в лаптях, призванная напомнить, кем был будущий великий ученый, пришедший в Москву пешком с рыбацким обозом. Памятник установлен в 1954 году, а автор его - ленинградский скульптор Г. Д. Гликман, брат музыковеда И. Д. Гликмана, друга и литературного помощника великого композитора Д. Д. Шостаковича. Но это так, к слову.

Japanese PavilionА что означает первоначальное название города? Оно переводится на русский язык как "померанцевое дерево". Дело в том, по-видимому, что на широких террасах дворца летом выставляли в кадках растения, которые выращивались в здешних оранжереях. А сам дворец и все вокруг принадлежали А. Д. Меншикову, еще одному бывшему "мальчику в лаптях", продавцу сбитня, при Петре I ставшему всесильным фаворитом, а позже познавшему немилость и ссылку.

Peter III PalaceДалее на этой странице вы прочтете довольно подробную историю здешних мест и садово-паркового ансамбля. Интересно, что дворец возводили те же архитекторы, Д. М. Фонтана и Г.-И. Шедель, которые проектировали и дворец Меншикова в Петербурге. Причем как в столице дом "мин херца Алексашки" был больше всех других, в том числе и царских палат, так и в Ораниенбауме его дворец поначалу превосходил тот, который возводился по соседству, в Петергофе, то бишь императорский. С размахом был человек! Продолжать чтение рассказа об истории Ораниенбаума вы сможете, кликая каждый раз по ссылке "Далее". Справа же от текста, в особой колонке разместилось еще одно меню, благодаря которому можно попутешествовать по здешним достопримечательностям. Первая ссылка - "Большой дворец". Обратите внимание, что на месте ссылки "Далее" появилась новая - "Нижний сад". Если вы пойдете этим путем, то обнаружите еще и описание Картинного дома, а также Нижних домов. И еще одну ссылку - "Дворец Петра III". И так далее. Правда, иллюстрации тут хоть и качественные, но очень маленькие и увеличению, увы, не подлежат.

Chinese PalaceВ правом же меню остаются прежние пункты. Следующий из них - "Китайский дворец". Между прочим, хочу обратить внимание тех, кто по моей наводке пользуется теперь надстройкой к "Эксплореру", описанной недавно в статье "Другие возможности", что тут имеется некая кнопка (четвертая слева в "строке состояния"), позволяющая открывать любую ссылку в новом окне (напомню, оно появится тут же, по соседству), предусмотрено это создателями сайта или нет. И нет необходимости каждый раз пользоваться для этого правой кнопкой мыши и контекстным меню!

Pavilion Katal'noi GorkiОчередной пункт в меню ораниенбаумской страницы "Виртуального Петербурга" - "Павильон Катальной горки". Надеюсь, мои израильские читатели еще не забыли о российском катании со снежных гор? Когда-то была грандиозная катальная гора в Царском Селе, от которой остались лишь воспоминания. Но к счастью, Екатерина II пожелала, чтобы аналогичное сооружение появилось и на ее собственной даче в Ораниенбауме. Правда, как сказано тут, "сохранившийся до наших дней павильон - лишь часть когда-то сложного и "хитрого" сооружения, славившегося по всей Европе. С террасы третьего этажа отходил деревянный волнистый скат, тянувшийся по широкой и длинной поляне на 530 метров. Современник пишет, что "по волнистому скату со врезанными колеями катались в фигурных колясочках силою начального спуска на двести саженей пространства. Высота ската мало-помалу уменьшалась и на конце была неприметна". Так что не один Меншиков строил с размахом!

Article by Dmitry NovikovНынче же в России не только строить, но и содержать уже построенное не всегда могут. О чем свидетельствует статья Дмитрия Новика "Ссыльный край", опубликованная в "Известиях" полтора года назад и воспроизведенная тут. Подзаголовок статьи гласит: "Музей-заповедник "Ораниенбаум" снова остался без директора". А из содержания следует, что последние годы заповедник сей живет по принципу: "Войну выстояли и сейчас продержитесь". Директоров же тут, как выясняется, назначают по старому советскому принципу - "сажают на культуру" проштрафившегося работника другой сферы. Так и видишь райкинского героя, оказавшегося бессмертным! А проект строительства в Ломоносове морского битумного терминала? Это рядом с заповедником-то... Жив, жив советский чиновник-курилка!

Возвратившись к ораниенбаумской странице "Виртуального Петербурга", вы ниже в правом меню увидите и ссылки на те страницы, на которых, возможно, уже успели побывать, используя сноски под текстом.

Photo Gallery by Sergey BuzlanovНо с картинками, как читатель уже понял, тут, прямо скажем, плоховато. Что делать? Может, воспользоваться сайтом "Архитектурная фотография"? Здесь есть фотогалерея Сергея Бузланова "Санкт-Петербург и Ленинградская область" (именно так, причем до сих пор; это вам не 1948-1949 годы, когда идеологические переименования производились запросто, одним махом). К сожалению, правда, фотографии тут разложены не по темам, а по номерам, по тридцать штук на одну страницу. И понять, что на них изображено, может только тот сетевой путешественник, у которого маленькие заголовочки, всплывающие при прикосновении к изображению указателем мыши, воспроизводятся по-русски. На ивритоговорящем Windows вместо этих надписей вы увидите заборы из вопросительных знаков. Конечно, если увеличить изображение, то над ним в отдельном окне появится подробный и уже читаемый заголовок. Но что же теперь, в поисках нужной картинки перебирать все 180 фотографий? Да и перебирать, как выясняется, особо нечего, так как к Ораниенбауму тут относятся только две картинки - 35-я (скульптура в парке посреди пруда) и 36-я (фрагмент Большого дворца). Не густо...

SlezinПоиск картинок по теме вывел меня на сайт Slezin, названный по фамилии выдающегося питерского реставратора Виктора Петровича Слезина и созданный его учениками. Но здесь, на ораниенбаумской страничке, имеются только изображения предметов мебели из музея-заповедника, возрожденных к жизни мастерами-реставраторами. Тут даже есть фотографии стульев до этого процесса и после него. Впечатляет. Но, признаюсь, надпись "Гарнитур из четырнадцати стульев из коллекции гос. музея-заповедника" вызвала у меня невольные ассоциации с другой коллекцией, состоявшей, правда, только из двенадцати экземпляров, один из которых хранил сокровища мадам Петуховой...

Несколько довольно симпатичных фотографий я нашел на посвященной Ораниенбауму страничке когда-то вскользь упомянутого мной сайта "Бродячая камера". Создан он Петром Соболевым и содержит множество фотографий Санкт-Петербурга и его окрестностей, принадлежащих как автору сайта, так и его коллегам и друзьям. Картинки сопровождаются развернутыми подписями. И все вместе - изображения и тексты - позволяет совершить интересное виртуальное путешествие. Но о нем - в следующий раз.

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak